Москву атаковал летчик–снайпер

Вертолет упал на МКАД в час пик

23 апреля 2007 в 00:05, просмотров: 377

  Автомобилисты, запрудившие в пятницу вечером МКАД на западе столицы, почувствовали себя участниками съемок ремейка “Необыкновенных приключений итальянцев в России”. Они даже не представляли, какой опасности подвергаются. Внезапно неподалеку от трассы рухнул… вертолет. У геликоптера отказал двигатель, и пилоту лишь чудом удалось отвеcти падающую махину от жилых домов и потока машин.
     Аварию потерпел вертолет MD-600, принадлежащий РОСТО (бывший ДОСААФ). В 2006 году машина была зарегистрирована в реестре общества. Вертолет базировался на территории авиационно-спортивного клуба “Солярис” РОСТО в 15 км от Москвы. Кстати, по некоторым данным, владельцем машины были не авиаторы, а некий частный предприниматель. Но при этом вертолет выполнял работы и в интересах РОСТО — на нем тренировали летчиков.
     А начинался день спокойно. В пятницу машина стартовала с вертолетной площадки подмосковного торгового центра “Крокус-сити”. Пилот, 48-летний Павел Судаков, повез в Иваново некий пакет с документами. Это был плановый перелет, а не коммерческий рейс. Затем летчик получил задание перегнать технику с аэродрома “Ясюниха”, что под Ивановом, обратно на площадку “Крокус-сити”.
     Ивановцы “выпустили” вертолет в 18.30. Все шло по плану. Однако на последнем участке полета в 20.00 произошло досадное ЧП. Когда геликоптер пролетал над 58-м километром МКАДа, возникла нештатная ситуация с двигателем. Вертолет стал терять высоту. Опытному летчику пришлось сажать машину на авторотации — крутящихся от набегающего потока воздуха винтах. И тут пилот увидел под собой трассу, по которой ползли автомобили. Еще секунда — и страшная катастрофа была бы неизбежна. Профессионал увел вертолет в лес.
     — Падение происходит в секунды, — вспоминал позже летчик. — Делаешь все автоматически.
     Приземлился геликоптер на окраине лесополосы — между улицами Горбунова и Молодогвардейской. Вертолет срубил хвостом дерево.
     — Под корень! Но береза была старая и трухлявая, — вспоминает пилот и шутит: — Освободил место для молодых деревьев.
     Летчик получил легкое сотрясение мозга, но нашел в себе силы доложить о ЧП по телефону коллегам.
     На МКАДе образовалась гигантская пробка из автолюбителей, желавших поглазеть на вертолет. Смотреть было на что — машину сильно покорежило. Вообще, потеря вертолета — серьезная утрата для РОСТО. Ведь авиационная техника после распада Советского Союза больше не поступает в организацию по государственной линии. Новый вертолет MD-600 стоит от 1,3 миллиона долларов. Впрочем, в России служат так называемые ресурсные винтокрылые машины, то есть бывшие в употреблении, но с относительно небольшим сроком эксплуатации. У них вполне надежная репутация.
     Межгосударственному авиакомитету еще только предстоит разобраться в причинах ЧП. Окончательные выводы комиссия сделает после расшифровки “черного ящика”. Первоначально специалисты не исключали, что при полете против сильного ветра двигатель отказал из-за перерасхода топлива. Впрочем, затем выяснилось, что горючего было достаточно. Кроме того, вертолет имел “действие летной годности” до 18 марта 2008 года. Судя по всему, авария произошла из-за непогоды. Возможно, сильный порыв ветра просто вызвал сбой в работе компьютера, управлявшего вертолетом.
     — Неординарный случай, но летчик проявил мужество и смекалку, — говорят коллеги Судакова. — Он — профессионал высокого класса. У Павла общий налет — более 5 тысяч часов. А вертолет этот — комфортная игрушка, в которой многое решает компьютер.
     В жизни Павла Судакова это не первая опасная ситуация. Офицер в отставке, летчик-снайпер, он прошел горячие точки — Афганистан, Чечню. Служил в авиации пограничных войск. Награжден орденами, в том числе Красной Звезды, “За службу Родине” 3-й степени, медалями: “За отвагу”, “За боевые заслуги” и другими. Кстати, в 1982 году Павел закончил Кременчугское летное училище гражданской авиации. А в 1991 году — Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.
     
     СПРАВКА "МК"
     Вертолет MD-600 на борт берет 7 пассажиров, или 900 кг груза в кабине, или 1361 кг на подвеске. Разработан и запущен в производство в 1994 году. Из-за специфического дизайна конструкторы с юмором называют его “яйцом на палке” или “головастиком”. У этого вертолета отсутствует хвостовой винт — главный источник шума и неприятных вибраций. В Америке считается самым тихим вертолетом. Двигателем полностью управляет компьютер. Фюзеляж из чистого алюминия не знает износа, но официальный ресурс этого вертолета составляет 5000 часов, а двигатель до капремонта выдерживает 1800 часов.
     В 2006 году в России МD-600 дважды падал из-за неисправностей. Так, в сентябре пилот вертолета MD-600, потерпевшего крушение под Новокузнецком, непосредственно перед аварией сообщил об отказе двигателя вертолета руководителю полетов посадочной площадки близ поселка Михайловка, куда направлялась машина. Погибли 3 человека из четырех находившихся на борту, в том числе гендиректор объединения “Южкузбассуголь” Владимир Лаврик.
     В августе 2006 года вертолет МD-600 совершил аварийную посадку в огороде одного из частных домов поселка Уват Тюменской области. На его борту находились четыре человека, все они были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести.



Партнеры