Моя квартира в нашем доме

Доступно о реформе ЖКХ

25 апреля 2007 в 21:30, просмотров: 278

“МК” продолжает публикацию книги мэра Москвы

Помощь окажем

Конечно, сами по себе, из ниоткуда ТСЖ, которые бы отражали интересы большинства собственников помещений в своих домах и при этом были бы деятельными и рачительными хозяевами, не появятся. Поэтому как минимум на ближайшие три года — 2008—2010-й — Правительству Москвы предстоит принять целевую городскую программу поддержки объединений собственников жилья.
Город должен стать методическим центром для ТСЖ. Собственникам жилья такая помощь нужна как воздух и при организации товарищества или кооператива, и при осуществлении взаимодействия с поставщиками услуг или управляющими компаниями. Нужна качественная и масштабная разъяснительная работа на уровне управ районов относительно прав и обязанностей, компетенции, порядка организации и регистрации товариществ собственников жилья или иных возможных кооперативных форм.
Разрабатываются и будут опубликованы рекомендуемые для массового применения типовые формы и инструкции по составлению протоколов собраний собственников, по порядку созыва и срокам организации собраний собственников; типовые уставы и отчетные формы для ТСЖ; типовые проекты договоров с поставщиками услуг; наборы регистрационных документов для ТСЖ. Во всех этих документах следует закрепить круг полномочий и возможностей, которыми закон наделил объединения собственников жилья.
По мере объединения собственников остро встанут вопросы подготовки квалифицированных специалистов для работы в правлении и ревизионной комиссии ТСЖ — бухгалтеров, юристов в сфере ЖКХ, финансовых аудиторов. Город должен сформировать и предложить жителям, входящим в органы управления ТСЖ и иных кооперативных форм, доступную систему повышения квалификации по этим направлениям.
В процессе преобразований недопустимо грубое и некомпетентное вторжение в работу уже существующих с прошлых лет эффективных форм и примеров объединений жителей. Если какие-то дома уже хорошо управляются, то абсолютно не принципиальны организационно-правовые формы объединения жителей (будь то ТСЖ, ЖСК, другие кооперативные формы) и организационно-правовой способ управления домом (самостоятельное управление кооперативом или привлечение специализированной компании). А вот грамотная подсказка-разъяснение относительно вновь открывающихся возможностей для таких объединений просто необходима.
Залогом успешной программы объединения собственников жилья станет пресечение любых попыток бюрократизации процесса общения между собственниками и городом. В этих целях для собственников жилья, объединяющихся в ТСЖ, для участников различных потребительских жилищных кооперативов должна быть создана эффективная система “одного окна” по всем вопросам, связанным с обращениями в городские органы по реформе управления жилым фондом.

Налоги и пошлины обсудим

Государство обязано принять меры экономического плана для того, чтобы создать нормальный “деловой климат” для деятельности ТСЖ и не допустить взрыва цен и стоимости услуг в жилищной сфере.
Прежде всего нужно ставить вопрос о введении с 2008 года системы налоговых льгот для ТСЖ. Мосгордума по инициативе правительства Москвы уже подготовила и внесла в Госдуму поправки в Налоговый кодекс. Они, во-первых, освобождают средства, которые направляются ТСЖ и различным потребительским жилищным кооперативам на управление общим имуществом, содержание, обслуживание, сохранение, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, от налогообложения по прибыли. Во-вторых, выводят из-под налогообложения те банковские проценты, которые ТСЖ и жилищные, потребительские кооперативы могли бы получать от хранения собранных средств на банковских счетах и вкладах. Деньги собственников, особенно накапливаемые на расходы будущих периодов, должны не просто лежать на счетах, а при этом работать и приносить дополнительный доход, который пойдет на нужды конкретного многоквартирного дома.
Однако даже если эти первые предложения будут одобрены на федеральном уровне, работы на этом участке останется еще достаточно. Непредвиденные расходы ожидают собственников квартир, желающих зарегистрировать свое объединение в юридическое лицо, уже на самом первом этапе — в виде необходимости оплачивать государственную регистрацию ТСЖ, а также описание общего имущества дома и его состояния. Те ТСЖ, которые берутся за дело управления собственным домом, в условиях нашего несовершенного налогового законодательства попадают еще и в число плательщиков налога на добавленную стоимость с оказанных населению услуг, причем по полной (не льготной) 18%-ной ставке.
Наконец, призывая собственников через ТСЖ оформлять в общую долевую собственность права на земельные участки и помещения общего пользования, государство “забывает” объяснить собственникам, какой высокий земельный налог и налог на имущество им придется при этом платить уже через несколько лет. Будто бы специально федеральный закон делает все возможное, чтобы вынудить собственников махнуть рукой на благие перспективы управления домом через объединение себе подобных и отдаться во власть управляющих компаний. И только продуманная система льгот по этим налогам хотя бы на первом этапе программы создания ТСЖ способна поддержать тлеющий сегодня интерес владельца квартир к более деятельному участию в управлении жилым домом.
Правительство Москвы также ведет поиск доходных источников для объединений собственников. В пользу ТСЖ следует решить давно обсуждаемый вопрос о передаче им на целевое использование части доходов от сдачи в аренду муниципальных помещений в домах, от размещения рекламных конструкций на крышах, наружных стенах домов и внутри подъездов и т.п.
Еще одна задача — сдвинуть с мертвой точки процесс оформления имущества города в тех домах, где отсутствует городская собственность на жилые площади, для его последующей передачи на правах общей долевой собственности собственников жилья. В домах старой постройки, где до вступления в силу Жилищного кодекса нежилые помещения были оформлены в собственность города и городских организаций, следует разобрать порядок льготного предоставления этих помещений ТСЖ в аренду (по фиксированным минимальным ставкам) для выполнения ими своих функций по управлению домами.
Наконец, нужно начинать обсуждать и возможные налоговые преференции не только для ТСЖ, но и для управляющих компаний. Учитывая неопределенность судьбы налога на добавленную стоимость (в отношении целесообразности его применения давно уже спорят экономисты) и необходимость привлечь к управлению жилым фондом малый бизнес, можно рассмотреть возможность введения единого налога на вмененный доход для управляющих компаний в целях упрощения для них налоговой отчетности.

Ремонт будет

Жилищный кодекс с 2005 года прямо прописывает лишь “право”, а не обязанность местных органов оказать финансовую поддержку собственникам по проведению капитального ремонта. Государство, разрешившее гражданам в 1991 году бесплатную приватизацию выстраданных ими (или в буквальном смысле слова построенных своими руками) ранее квартир, ушло от закрепления в приватизационных договорах своих обязательств по выполнению капитального ремонта в этих домах.
Почти всю постсоветскую эпоху государство стимулировало жителей оформлять полученное ими жилье в собственность, ни словом не обмолвившись о том, что давно уже не выполняет в полном объеме свои обязательства по проведению капитального ремонта и таким образом перекладывает на плечи новоявленных собственников будущую огромную финансовую нагрузку. Таким образом, сегодня государство, с юридической точки зрения, вполне имеет право отказаться от какой-либо поддержки собственников, оказавшихся за 16 постсоветских лет перед лицом буквальной угрозы постепенного разрушения их жилья из-за хронического недоремонта.
Однако обязательства государства (до 1991 года — РФ, после 1991 года — субъекта РФ) по финансированию не произведенного до 2005 года капитального ремонта в тех жилых домах, которые даже прошли приватизацию, не могут измеряться только юридическими понятиями. Нормы морали диктуют нам, что государство сегодня обязано предпринять все возможные усилия для того, чтобы помочь всем собственникам провести капитальный ремонт в их домах по мере наступления срока такого ремонта. Вне зависимости от того решения, которое будет принято на федеральном уровне, правительство Москвы рассматривает устранение возникшего по вине государства “недоремонта” как обязательное условие обеспечения прав граждан в жилищной сфере.
Продолжение читайте в следующий четверг в рубрике “Московский городовой”.






Партнеры