Ученые нашли обитаемую планету

или незамеченная сенсация космического масштаба

Страна погрузилась во мрак траура. Всем миром народ провожает первого президента России Бориса Ельцина в последний путь. Кажется, что сама жизнь застыла на месте и нет ничего более важного.

С этим отчасти можно согласиться, смерть человека такого масштаба – дело заметное, но однообразие, которое демонстрируют СМИ, утомляет. Кроме того, существует риск пропустить мимо ушей, или глаз новость не менее интересную и даже, может быть, более значимую.

Так вот, за  самым громким событием последних дней практически незамеченной осталась новость космического масштаба. Впервые за пределами Солнечной системы ученые обнаружили потенциально обитаемую планету, ведь на ее поверхности такая же температура, как и на Земле. Планета имеет подходящий для возникновения жизни размер и на ней, вероятно, есть вода. Она находится на расстоянии около 200 трлн. километров от Земли. Орбита новой планеты проходит очень близко к затухающему солнцу системы, известному под названием "красный карлик". Планета, получившая название 581с, расположена к нему в 14 раз ближе, чем Земля к Солнцу.

Ученые выдвинули теорию о том, что на 581c должна быть атмосфера, правда, пока неизвестно какой она имеет состав.  Если атмосферный слой недостаточно плотный, то на поверхности планеты температура может быть слишком высокой.  Исследователи полагают, что средняя температура на поверхности 581c может колебаться от нуля до 40 градусов Цельсия.

581с стала первой планетой за пределами Солнечной системы, условия на которой приближены к земным.

Скорее всего, открытие подтолкнет ученых к исследованию планет, окружающих подобные тусклые звезды. Приблизительно 80 процентов звезд, расположенных около Земли, - "красные карлики". Ну а нам, простым смертным, любителям научной фантастики, впору помечтать на тему первой звездной экспедиции к таинственной планете.

Посмотреть космическое видео

Как правильно читать астрономические новости?

Давно уже не удивительно, что наиболее оперативно отреагировала на сенсационное сообщение Сеть.  ЖЖ-юзеры всполошились и растиражировали астрономическое открытие в  дневниках, форумы бурлят от комментариев и в этом бульоне можно найти весьма интересные умозаключения. Например, некто Midaw, активный участник «Волшебного форума» предупреждает о поспешности выводов относительно подобных астрономических сенсаций. Его взвешенный подход к оценке новостей заслуживает внимания широкого круга читателей.

Итак, как правильно читать астрономические новости. «К сожалению, представление этой замечательной картины в СМИ оставляет желать много лучшего. Поэтому к чтению астрономических новостей в прессе нужно подходить весьма осмотрительно. Как правило, они основаны на пресс-релизах, которые во многих случаях переводятся на русский язык или пересказываются на нём довольно безграмотно. Причем общая солидность издания, публикующего новость, тоже ничего не гарантирует. Если в новости что-то показалось вам невнятным, надуманным, преувеличенным, нелогичным, не спешите обвинять в этом упомянутых в ней ученых! Если сообщение вас действительно заинтересовало, постарайтесь найти хотя бы исходный пресс-релиз.

Впрочем, расшифровка астрономических пресс-релизов также требует навыка. В большинстве случаев они ставят перед собой задачу не столько поделиться информацией с коллегами, сколько произвести впечатление на массового читателя, объяснив ему, на что потрачены его налоги.

Пресс-релиз, по сути, представляет собой рекламный текст, и, как всякий рекламный текст, он несколько неполон и упрощен, иногда чрезмерно оптимистичен, иногда слишком пафосен и зачастую преувеличивает значение открытия, о котором в нём сообщается. Например, авторы пресс-релизов любят писать в них что-то вроде «Это открытие заставит полностью пересмотреть такую-то теорию» или «Результаты этих наблюдений идут вразрез со всеми современными взглядами», хотя в подавляющем большинстве случаев это не так. Ну и конечно, не забываем добавлять к каждому предложению слова «По современным представлениям» или «Сейчас считается, что...», а еще «возможно», «может быть», «вероятно», «по-видимому» и т. д.!

Если же сообщение захватило вас настолько, что вам хочется устроить его критический разбор, не сочтите за труд прочитать оригинальную работу! Благо, большую часть астрономических статей можно найти в интернете совершенно бесплатно. Правда, чтобы читать их, необходимо знать английский язык.»

Мы намеренно привели этот замечательный форумский пост целиком. Пусть он послужит памяткой, которая поможет нашим читателям  трезво оценивать новости  и не позволять засорять мозги лишней информации.

Возвращаясь к новому открытию астрономов, стоит напомнить, что еще в прошлом году, японские ученые  из Национальной обсерватории университетов Нагои и Хоккайдо зафиксировали процесс появления воды в формирующейся планете «земного типа».

Они заявил, что вращающиеся вокруг звезды Бета Пикторис в созвездии Живописца частицы космической пыли последовательно растут в размерах и покрываются слоем льда. По мнению японских исследователей, именно этот лед со временем станет источником запасов воды на планете, которая, возможно, окажется космическим двойником Земли.

Кстати, ученые считают, что Бета Пикторис, появившаяся на свет примерно 20  миллионов лет назад, по многим параметрам похожа на «молодое солнце». Так что сходство с нашей Землей налицо.

Использована информация  ИТАР-ТАСС