В Венецию везут надежду

На биеннале Россия окатит всех ледяным душем и подарит горячие сердца

27 апреля 2007 в 20:00, просмотров: 223

  20 тонн груза с навороченной техникой отправляются на днях из Москвы в Венецию. В начале июня там открывается 52-я Биеннале современного искусства, и наш легендарный щусевский павильон в знаменитых садах Джардини должен превратиться на несколько месяцев в сад высоких технологий и погрузить публику в мир массовых коммуникаций.
     
     В этом году команда, которая работает на этих мировых “художественных Олимпийских играх”, сменилась полностью. Новый комиссар павильона — директор Музея современного искусства Василий Церетели. Куратором назначена директор Дома фотографии Ольга Свиблова.
     Тандем известных арт-менеджеров замахнулся на саму Глобальную Паутину. Опасности и надежды, которые несет в себе мир массовых коммуникаций, все больше опутывающих человечество своими щупальцами, — вот главная тема, заданная известным российским художникам. Ими стали Андрей Бартенев, группа АЕС+Ф, Арсений Мещеряков, Александр Пономарев, а также молодая художница Юлия Мильнер.
     “Мы хотим дать миру позитивный мессидж, что не все так плохо, как кажется, — поделилась с нами Ольга Свиблова. — С одной стороны, это — предупреждение, что за погружением в виртуальную реальность люди перестают реально общаться друг с другом. А с другой — даем свой вариант объединения людей в единое целое. И предлагаем им самим делать искусство вместе с нами”.
     Участие молодой Юлии Мильнер у многих арт-критиков вызвало недоумение Но, по мнению куратора, именно Юля занимается в Интернете продвижением нового вида компьютерного искусства, работающего в системе WebArt 2.0. Художник лишь задает условия, а дальше дело рук пользователей, которые, кликая у себя дома на персональном компьютере, меняют картинку. На фасаде павильона России установят огромный экран, по которому будет течь река из фраз “Кликая, я надеюсь” на 50 языках мира. В какой-то момент фраза на том языке, чьих носителей в сети будет больше, начнет увеличиваться в размере по сравнению с другими. И так без остановки.
     Андрей Бартенев придумал очень красивую инсталляцию Connection Lost (в переводе — соединение потеряно). 50 стеклянных шаров в зеркальной комнате с помещенными в них светодиодными пульсирующими сердцами символизируют одиночество погруженных в сеть людей. “Представляешь, — размахивает руками наш главный человек-карнавал, — все это еще будет за стеклом, покрытым матовой пленкой. Как в муаре видение: людей нет, только светящиеся экраны и бьющиеся сердца”. А Александр Пономарев, как истинный моряк, решил всех сразу окатить холодным душем. Только стенки у душевой кабины будут не простые, а составленные из 200 мониторов, по которым одновременно будут идти передачи разных телеканалов.
     Как это все будет выглядеть на самом деле, увидим после открытия биеннале. Отрадно то, что на этот раз к организаторам лицом повернулись спонсоры. Немалые деньги — 800 тысяч евро — на изготовление инсталляций были найдены в рекордные сроки — за три месяца. Еще 80 тысяч дала Роскультура. Спонсоры же выделили 200 тысяч на реконструкцию нашего несчастного павильона, самого красивого и самого неухоженного во всей венецианской лагуне. В спонсорскую команду вошли: Master Card, ОАО ТМК, издательская группа “Интеррос”, Арт-медиа групп, Фонд “Русский авангард” и ЦУМ, куда в ноябре, после закрытия венецианской биеннале, привезут инсталляции с тем, чтобы их могли увидеть те, кто не смог доехать до прекрасной Венеции.



Партнеры