Мусор на фоне “России”

Крупнейшее мировое художественное событие года — открытие 52-й биеннале современного искусства в Венеции — состоится через месяц.

2 мая 2007 в 12:15, просмотров: 355

Но в прекрасных садах Джардини, местном арт-ВДНХ, уже вовсю кипит работа.  И главным образом в знаменитом российском павильоне, построенном в 1914 году по проекту архитектора Щусева. Его наконец приводят в божеский вид.

Павильон Щусева — самый красивый в легендарном парке. И самый неухоженный. Было обидно видеть, как эта красота на берегу венецианской лагуны разрушается на глазах. Шедевр истории и культуры последние 20 лет практически не имел хозяина (номинально он находился в ведении МИДа). Какие-то деньги появились лишь недавно и только для того, чтобы залатать явные дыры в крыше и поставить хотя бы несколько кондиционеров: в Венеции летом бывает африканская жара. В этом году, кажется, дело может сдвинуться с мертвой точки — у российского павильона появился хозяин. Во-первых, памятник архитектуры сейчас поставлен на баланс администрации президента и вскоре должен быть передан Роскультуре. А во-вторых, его комиссаром назначен Василий Церетели. Молодой, энергичный и знакомый с искусством не понаслышке — он является исполнительным директором Московского музея современного искусства.

- Василий, что вы намерены предпринять в первую очередь?

- Сейчас главное, что нашлись люди, которые дали деньги для подготовки нашего павильона к биеннале. Это было их личное желание — я говорю о фонде «Русский авангард», выделившем 200 тысяч евро на ремонт здания.

- Шедевр Щусева был совсем в беспросветном состоянии?

- Павильон буквально погибал. Когда мы приехали в Венецию, увидели ужасающую картину: мусор, не вывезенный с прошлой биеннале, протекающую стеклянную крышу и везде следы бомжей, которые жили там зимой.

Венецианская биеннале современного искусства, как известно, проводится раз в два года. С ней чередуется биеннале архитектурная. 30 павильонов крупнейших стран мира, в том числе и российский, которые расположены в садах Джардини, открыты для посещения с июня по ноябрь. В остальное же время они никак не охраняются и становятся пристанищем случайных людей.

- На биеннале съезжается огромное количество зрителей со всего мира. В том числе очень влиятельных. Состояние нашего павильона может повлиять на имидж страны?

- В том то и дело, что этот международный форум — престижнейший в мире. И, конечно, плачевный вид сооружения Щусева очень сказывается на нашем имидже. Особенно, я помню, меня покоробило, когда толпы туристов проходили мимо и видели свалку мусора на фоне вывески «Россия».

- Что конкретно делается сейчас по сохранению здания?

- Мы там все почистили, сейчас проверена крыша и она теперь не протекает. В данный момент там идет ремонт внутренних помещений. После закрытия биеннале, я надеюсь, начнется полная реконструкция — ведь павильон не ремонтировался ни разу с момента постройки в 1914 году.

В этом году на призыв комиссара нашего павильона Василия Церетели и куратора национального выставочного проекта Ольги Свибловой поднимать имидж страны отозвались солидные компании. Конкурентная борьба на берегах венецианской лагуны за главный приз престижнейшего фестиваля искусств — «Золотого льва» — из года в год лишь увеличивается. Растет число участников: в прошлом году добавилась Украина, в этом году свой проект обещает привезти Азербайджан. И совсем не дремлют хозяева других национальных павильонов. Стало известно, что всемирно известный модельер Карл Лагерфельд примет участие в работе на биеннале делегации Франции. Он берет под личную ответственность строительство гигантского сооружения, где разместят экспозицию «Мобильное искусство», и утверждает, что его новое творение станет главной достопримечательностью художественного форума.




Партнеры