Как вернуть прах отца дочерям капитана Сысоева?

До сих пор не понятно, куда они должны обращаться

За политическими страстями по Эстонии до сих пор остается без ответа самый простой и самый, пожалуй, главный сейчас вопрос: вернется ли прах похороненных когда-то на Тынисмяги солдат на родину?
Эстонские власти говорят: они проведут экспертизу останков и готовы за свой счет доставить их в Россию, если на то будет воля родственников погибших.
О таком желании уже заявили дочери капитана Ивана Сысоева, живущие в Архангельской области.
Но, как выяснил “МК”, до сих пор нет ясности практически ни с чем: ни с экспертизой, ни с деталями процедуры, которую должны пройти родные солдат. На государственном же уровне в России этой проблемой никто не занимается.

Пресс-секретарь министра обороны Эстонии Мадис Микко заявил нашей газете: близкие погибших, мол, должны обратиться с заявлением и документами, подтверждающими родство, в эстонское посольство или в отделение Красного Креста. Однако вчера генконсул посольства Эстонии в России сообщил нам: посольство “не занимается вопросом перезахоронения и выдачи останков воинов, обнаруженных под памятником Бронзового солдата, их российским родным”. По всем вопросам он порекомендовал обращаться в Красный Крест. Впрочем, для получения визы Сысоевым готовы сделать исключение (вообще визы посольство сейчас не выдает).
В российском представительстве международного Красного Креста “МК” сообщили, что вряд ли станут заниматься транспортировкой солдатских останков в Россию: “У нас даже своего представительства в Архангельской области нет. Вот если бы сейчас война шла, как на Северном Кавказе, тогда наша помощь была бы возможна”.
Генсекретарь таллинского отделения Красного Креста Рийна Каби подтвердила журналистам: она осведомлена о желании дочерей Ивана Сысоева идентифицировать прах отца и перезахоронить его на родине, но ее удивляет то, “что сам Красный Крест до сих пор не был официально извещен об этом другими заинтересованными организациями... Но технически процесс перемещения останков обратно в Россию возможен. Мы даже готовы оформить приглашение дочерям Сысоева для проезда в Таллин”.
Однако у 70-летней дочери капитана, Эзмиральды Меньшиковой, всю жизнь прожившей в архангельской глубинке, нет загранпаспорта. “Если ее документы сдать сегодня, то паспорт будет готов только в начале июня, — так прокомментировали ситуацию в паспортно-визовой службе Архангельской области. — Раньше у нас практиковали экспресс-изготовление за дополнительную плату, однако год назад эту практику прекратили. Хотя если будет указание свыше…”
А никаких “указаний свыше” пока нет.
К тому же в данный момент добраться до поселка Рочегда, где живет дочь Сысоева, можно только на вертолете. Северная Двина разлилась и перекрыла все дороги. “Я каждый день хожу на берег, молюсь, чтобы хоть что-то произошло и я смогла вернуть прах отца домой, — расплакалась в телефонную трубку Эзмиральда Ивановна. — Что конкретно мне делать — никто не говорит!”

* * *

Достоверно определить, какие останки из могилы на Тынисмяги кому принадлежат, может только молекулярно-генетическое исследование. Нужно сравнить образцы ДНК из захоронения с образцами ДНК родственников. Но кому сдавать эти образцы дочерям капитана Сысоева — никто с эстонской стороны сейчас точно сказать не может.
Пока, по нашим данным, для проведения экспертизы в Таллин приглашены британские эксперты. Что дальше, на каком уровне будут проводиться исследования — опять-таки непонятно.
А между тем эстонские власти говорят: “Мы, безусловно, будем ждать решения родственников об останках, но мы не сможем ждать целый год”. (Ждать будут, по нашей информации, до конца июня.)

* * *

C сегодняшнего дня “МК” берет под свой контроль ситуацию с дочерьми капитана Сысоева и перезахоронением праха их отца в России. На первом этапе мы попытаемся помочь в сборе и оформлении всех необходимых документов и передаче их эстонской стороне.
Если российское государство такой вопрос не интересует — это еще не значит, что граждане России равнодушны к происходящему с конкретными останками конкретных защитников нашей Родины.
Мы обращаемся к другим родственникам похороненных на Тынисмяги: откликнитесь, пожалуйста. Позвоните нам в редакцию по телефону 8 (495) 799-78-46.

Екатерина САЖНЕВА

P.S. Перед подписанием этого номера пресс-секретарь министра обороны Эстонии дал нам свежий комментарий. По словам Мадиса Микко, исследование эксгумированных на Тынисмяги останков продолжится около двух недель.
— Как человек сможет доказать, что он является родственником погибшего?
— В первую очередь нужен анализ ДНК. Сделать его можно в любой сертифицированной лаборатории или отделениях международного Красного Креста, для этого необязательно приезжать в Эстонию.
— Анализ — довольно дорогостоящая процедура. Кто будет ее оплачивать?
— Это готова сделать Эстония.
Алу Ааспыллу, руководитель бюро экспертиз ДНК, объяснила нам:
— Мы работаем по методике Интерпола и используем в своих работах все современные технологии. ДНК — очень большая молекула, и многие части в ней одинаковы у всех людей. Но есть фрагменты, присущие только одному человеку. Именно по этим фрагментам и будет проводиться сравнение.
По словам Ааспыллу, останки, которые нашли на Тынисмяги, находятся в таком состоянии, что проблем с выявлением ДНК не будет.
Между тем, по словам пресс-атташе российского посольства в Эстонии Максима Козлова, сейчас между посольством и минобороны Эстонии нет никаких контактов. Несмотря на все заверения министерства, они не информируют российскую сторону о ходе исследований.

ЭТИ ВОИНЫ ТОЖЕ БЫЛИ ПОХОРОНЕНЫ НА ТЫНИСМЯГИ

1. ВАРШАВСКАЯ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА (МОИСЕЕВНА), 1925 г. р., старшина, 40-й гвардейский минометный полк.
Проживала по адресу: Москва, Театральный проезд, д. 1/7, квартира 9. Что еще известно: отец Елены Варшавской, Моисей Варшавский, был хорошо известен в московских театральных кругах.
2. ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, 1915 г. р., сержант, 30-й гвардейский механизированный полк.
Жена: Давыдова Наталия Васильевна. Проживал: Молотовская (ныне Пермская) область, Фокинский район, Фокинский сельсовет, село Фоки.
3. БРЯНЦЕВ АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВИЧ, 1917 г. р., капитан, 1222-й полк самоходной артиллерии.
Жена: Мария Петровна (фамилия в документах не указана). Проживал: Ставропольский край, Георгиевский район, село Берюское.
4. КОЛЕСНИКОВ КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ, 1897 г. р., полковник, 125-я стрелковая дивизия.
Жена: Колесникова Мария Алексеевна. Проживал: Краснодарский край, станица Кореновская (с 1961 года — город Кореновск).
5. КУЗНЕЦОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, 1908 г. р., майор, 1222-й полк самоходной артиллерии.
Жена: Кузнецова Мария Николаевна. Проживал: Ивановская область, Кольчугинский район, деревня Ново-Фроловское (в данный момент город Кольчугино относится к Владимирской области, деревня называется Новофроловское.)
6. КУЛИКОВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ, 1909 г. р., подполковник, 657-й стрелковый полк.
Жена: Куликова Зинаида Андреевна, на 41-й год была в эвакуации и проживала в Ташкенте.
Родился: Тамбовская область, город Моршанск.
7. СЕРКОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ, 1922 г. р., капитан, 79-я бригада легкой артиллерии.
Отец: Серков Степан Михайлович, проживал в Рязани. Родился: Рязанская область, Путятинский район. Призывался из Рязани.
8. ВОЛКОВ ВАСИЛИЙ ЕГОРОВИЧ, 1923 г. р., лейтенант, 657-й стрелковый полк.
Мать: Волкова Варвара Дмитриевна. Призывался: Калининская (Тверская) область, Калининский район, деревня Б.Макарово. В данный момент такой деревни в области нет, вероятно, была уничтожена во время оккупации, есть деревня Макарово Весьегонского района.
9. ХАПИКАЛО СТЕПАН ИЛАРИОНОВИЧ, 1920 г. р., старший сержант, 26-й танковый полк.
Родился: Полтавская область, Ново-Сенжарский район, село Полтава. Призывался: Лозно-Александровский РВК (ныне Лозно-Александровка — поселок городского типа в Белакуракинском районе Ворошиловградской области, Украина).
Двух воинов, захороненных на Тынисмяги в сентябре 1944 года, лейтенанта ЛУКАНОВА и подполковника КОТЕЛЬНИКОВА, в картотеках воинского учета безвозвратных потерь офицерского состава нет. Сведения о родственниках и местах призыва отсутствуют.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру