Однако гражданка не стала платить заявленные оператором связи 42 тысячи рублей, а более того — впервые в истории российской телефонной связи, создала прецедент. Пенсионерке удалось доказать в суде, что за несуществующие звонки платить не нужно. О необычном случае узнали репортеры “МК”.
Старенькая мама 67-летней москвички Людмилы Пановой две недели пролежала в коме после того, как случайно узнала, какую сумму им “вкатили” по телефонному счету. Сумма, указанная в бланке, зашкаливала за накопленные годами “похоронные” — 42 тысячи 147 рублей...
В счете было указано, что с их городского номера с апреля по май 2003 года было сделано 43 звонка, причем оказалось, что звонили Пановы всегда разным людям — лишь неизвестный код какого-то населенного пункта был один и тот же. Людмила Евгеньевна начала разбираться, откуда вдруг появилось такое несоответствие — тем более что домашние дальше Москвы и не звонили никуда. Женщина позвонила оператору связи, чтобы хотя бы выяснить, куда же это они могли названивать. Правда, там поначалу долго отпирались, прежде чем наконец сообщили: “Это в Италии, город Ларио”.
Людмилу Евгеньевну это даже развеселило: “А как же меня могло туда занести? Зачем мне нужно было звонить чуть ли не всему населению этого города?” Но ответа женщина не получила.
И тогда пенсионерка решила поехать в отделение телекоммуникационной компании — разбираться на месте. А там уже целая очередь была из граждан, у которых была примерно такая ситуация — у всех на руках одинаковые заявления.
— Нас тогда всех успокоили и отпустили: мол, вышла ошибка и за эти звонки платить не надо, — говорит Панова.
Семья уже забыла о случившемся, однако в прошлом году Пановым напомнили о неформальных связях с жителями Ларио. Москвичи узнали, что оператор связи… подал на них в суд, чтобы взыскать злополучные 42 тысячи!
— Вы понимаете, я столько лет отработала ревизором и просто не могла оставить это дело просто так, — говорит Людмила Панова. — Адвоката мне нанимать накладно, и я решила работать сама как ревизор-профессионал.
Нашла Панова и таких же пострадавших, как и она, для чего прошерстила всю судебную практику по аналогичным делам начиная с 2000 года. Людмила Евгеньевна познакомилась с женщиной, на которой “висело” целых 124 тысячи якобы наговоренных рублей. Эта гражданка проиграла иск, и ей пришлось платить. Людмила Евгеньевна изучила и ее дело — чтобы не повторять ошибок предшественницы.
В итоге ее старания увенчались успехом. Сначала Панова выиграла в мировом суде. Правда, оператор связи подал апелляцию в Бабушкинский суд, но это компании не помогло.
— В суде не было представлено никаких документов, подтверждающих правоту телефонистов, — говорит Панова. — Не было даже распечатки автоматизированной системы учета звонков. Также представители компании не удосужились показать сертификат на соответствующее техническое оборудование. А ведь этот документ как раз и мог ответить на такие вопросы: не старая ли техника, не могло ли быть в ее работе сбоев? Не говоря уже о том, что истец ссылался в суде на предоставление телефонных соединений с Италией по спутниковой связи. Однако на момент получения мной счетов подобных возможностей у компании еще не было!
Кстати, вполне вероятно, что после создавшегося прецедента клиенты компании завалят ее исками. Между тем Панова готовится подавать иск в суд на оператора связи о взыскании морального ущерба — она оценила его в миллион рублей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Адвокат Елена Фролова:
— Доказать, что вы никуда не звонили, довольно сложно. И доводы граждан часто могут быть не приняты в суде. Ведь вашим телефоном, например, мог воспользоваться кто-то другой. Между тем телефонные компании могут предоставить выписки из телефонного счета, где четко будет указано, звонили вы или нет. В любом случае, если вы вдруг получили счет со звонками, которых вы не делали, обязательно обратитесь с претензией в организацию, которая предоставляет вам услуги по связи. В этой претензии вы должны выразить свое несогласие по счету и мотивировать то, почему вы не могли звонить по указанным в счете номерам. Также укажите просьбу во всем разобраться и исключить эти платежи из счета. Организация должна ответить в течение десяти дней. Если же дело дойдет до суда, его исход зависит от доказательств, которые представит телефонная компания по делу.