Зачем ас красил нос?

Днем самолеты для маскировки засыпали сеном

6 мая 2007 в 20:00, просмотров: 694

  В моем детстве, когда не было еще менеджеров и трейдеров, все мальчишки хотели стать летчиками.
     Жизнь потом распорядилась по-своему, детские мечты забылись. Но, оказавшись на днях в
     Центральном музее ВВС в подмосковном поселке Монино, я снова почувствовал себя ребенком.

     
     Огромное поле сплошь заставлено самолетами и вертолетами. Можно хоть целый день ходить и любоваться. Но лучше в компании с экскурсоводом. Тем более, по словам начальника музея Александра Гончарова, в его команде что ни сотрудник — то легенда.
     Нашим гидом стал Владимир Гаврилович Казашвили, военный летчик-инструктор 1-го класса. В авиации он с 1944-го. Сам летал и учил летать курсантов на “Яках”, “Ла”, “По-2”, “Т-2” и “МиГах”. А последние 25 лет он работает в музее. По нашей просьбе Владимир Гаврилович рассказал нам о самолетах Великой Отечественной.
     Дальний бомбардировщик “ДБ-3”. Задача, которую поставили в 1936 году перед авиаконструкторами, формулировалась так: нужен бомбардировщик, который летал бы быстро и далеко и нес много бомб. Такой самолет и спроектировал С.В.Ильюшин.
     С “ДБ-3” связан яркий эпизод начала войны. В ночь на 8 августа 1941 года Берлин подвергся бомбардировке. В небо тут же поднялись фашистские истребители, но никого подбить они не смогли. Наутро немецкие газеты сообщили, что налет совершили англичане. Немцы и представить себе не могли, что это были советские летчики. Ведь фронт подходил уже к Москве.
     Берлин бомбили 15 самолетов “ДБ-3” из авиаполка под командованием полковника Преображенского. Этот полк базировался на эстонских островах Хиумаа и Сааремаа. Самолеты стояли прямо в деревнях, днем их засыпали сеном, а по ночам они летали на задания. Всего было совершено 9 ночных налетов на Берлин.
     Пикирующий бомбардировщик “Пе-2”. В конце 30-х годов этот самолет проектировался конструктором В.М.Петляковым как истребитель-перехватчик. Но потом решили переделать его в пикирующий бомбардировщик. Самолет “отредактировали”, привесив на крылья решетки, с помощью которых он мог моментально срываться в пике. “Пе-2” стал самым массовым фронтовым бомбардировщиком. А после войны уцелевшие самолеты раскидали по артиллерийским полигонам, где их использовали в качестве мишеней. Представленный в музее экземпляр уцелел чудом: его собрали из трех полуразрушенных машин.
     Штурмовик “Ил-2”. Этот совершенно новый тип самолета придумал Ильюшин. До него в армиях разных стран были только истребители и бомбардировщики. Первые бьют самолеты врага в воздухе, вторые нацелены на уничтожение наземных объектов. Бомбардировщик несет много бомб, идет на большой высоте и его цели обычно далеко за линией фронта. Штурмовик, по задумке Ильюшина, тоже должен был поражать цели на земле, но не в тылу, а на самой линии фронта — колонны техники, железнодорожные станции, вагоны, мосты. И не только бомбами, но и огнем из пушек и пулеметов.
     В 1939 году “Ил-2” был готов. Изначально его спроектировали двухместным. Впереди сидел летчик, а спиной к нему — стрелок с пулеметом 12,7 мм, который защищал хвостовую часть. Но руководители ВВС сказали: штурмовики будут ходить в сопровождении истребителей, поэтому стрелок не нужен. Недальновидное решение привело потом к большим потерям. Ведь львиную долю наших истребителей немцы уничтожили в первые же дни войны, и сопровождать штурмовики было некому. Только в 1942-м в “Ил-2” вернули стрелка.
     В итоге он оказался вооружен так, как ни один другой самолет. Две бомбы с одной стороны, две с другой, пушка в носу. В 1943 году вместо пулеметов на крыльях стали ставить 37-миллиметровые пушки, способные пробивать броню танков. Также для борьбы с танками конструктор Лавров изобрел маленькую, да удаленькую бомбочку размером с бутылку. Самолет брал 312 таких бомбочек, кассеты с ними заправляли в крылья. “Ил-2” заходил над колонной и сыпал бомбочки. А полностью бронированный корпус делал его неуязвимым для стрельбы снизу. Фашисты называли наш штурмовик “Черная смерть”. Это был самый массовый самолет войны: выпустили 36 тысяч “Ил-2” плюс 5 тысяч “Ил-10” — его более поздней модификации.
     Истребитель “Ла-7”. Самолеты конструктора С.А.Лавочкина считаются основными истребителями Великой Отечественной. Их история ведется с “ЛаГГ-1”, а под Сталинградом в войну вступили “Ла-5”, ставшие на тот момент лучшими самолетами такого типа. Всего было построено 22 тысячи “лавочкиных”.
     В Монине стоит персональный “Ла-7” легендарного летчика Ивана Кожедуба. На его борту 62 звездочки — по количеству сбитых асом самолетов врага. Конкретно на этой машине Кожедуб сбил последние 17. В отличие от других самолетов в экспозиции этот раскрашен особым образом: красный нос и белый хвост. Дело в том, что примерно с середины войны в Красной Армии стали создавать асовские полки, в которые собирали лучших летчиков. И каждый такой полк раскрашивал машины на свой манер. После войны Кожедуб рассказывал: “Не помню случая, чтобы немцы, увидев хотя бы два наших самолета, вступили в бой. Всегда убегали. А мы их догоняли и уничтожали”.

* * *     Темой нашей экскурсии были фронтовые самолеты, но по пути попадались экспонаты, пройти мимо которых оказалось невозможно.
     Вот, например, самые первые самолеты начала прошлого века — французские “Фарман-4” и “Вуазен”, похожий на этажерку английский “Сопвич”. Этот трехкрылый реликт не увидишь больше нигде. А вот огромный четырехмоторный “Илья Муромец”, построенный в России в 1913 году. Ничего подобного в мире тогда не выпускали.
     Тут же и “АНТ-2” — не только первая работа конструктора А.Н.Туполева, но и первый в мире самолет, полностью сделанный из металла. Фанеру, которая использовалась в обшивке до того, заменил алюминий. “Авиационный металл” стали впервые выплавлять в СССР в 1922 году. А в 1924-м “АНТ-2” поднялся в воздух.
     По соседству стоит “АНТ-25”. В 1933 году Туполев задумал самолет, способный преодолевать 14 тыс. км и находиться в воздухе 75 часов! Даже сегодня это звучит фантастически. А тогда?.. А тогда пели: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”, — и делали.
     “АНТ-25” прославили перелеты через Северный полюс в Америку экипажей Чкалова и Громова. Причем Громов установил мировой рекорд дальности, преодолев 11 500 км за 62 часа. Пролетел бы и больше, но уже заканчивалась территория США, а пересекать границу Мексики наши летчики не имели права. Самолет пришлось сажать в чистом поле, на котором паслись коровы. Первый круг Громов сделал, чтобы их разогнать, а на втором приземлился. Люди из окрестных сел, видевшие краснокрылый самолет в воздухе, ринулись к месту посадки. И тут хозяин земли проявил смекалку. Он огородил поле веревками, поставил кассу и сказал: хотите посмотреть — бросайте доллар. Потом фермер хвастал, что за те 4 дня он собрал денег больше, чем заработал за всю жизнь.
     И сегодня за тот же доллар дети (взрослые — за два) могут увидеть легендарный самолет Чкалова и Громова. И плюс еще 183 уникальных летательных аппарата, составляющих экспозицию музея ВВС. Чтобы попасть сюда, надо предварительно позвонить и оставить заявку. Тогда вас без проблем пропустят через КПП хоть на экскурсионном автобусе, хоть на личном авто. Кстати, с 1958 года музей посетили делегации из 91 страны и более 6 миллионов человек!



    Партнеры