История у каждого своя...

Историю войны рассказывают внуки победителей

7 мая 2007 в 19:11, просмотров: 466

“МЫ НЕПОБЕДИМЫ, ПОКА ПОМНИМ УЖАСЫ И КРОВЬ ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ”  — так говорят ветераны. Их с каждым годом остается все меньше, но именно воспоминания  участников Великой Отечественной живут в умах и сердцах молодого поколения. У каждого из них своя история… В преддверии 62-й годовщины Великой Победы мы попросили студентов и школьников поделиться теми рассказами, которые они СЛЫШАЛИ В ДЕТСТВЕ ОТ СВОИХ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК. Может быть, они будут напоминать те, что и вам рассказывали когда-то, ведь судьбы людей того времени чем-то схожи. И все-таки в каждой истории есть что-то уникальное.

Максимов Александр, ученик московской школы: “Во время войны мой дедушка был военно-воздушным десантником. Один раз с ним приключилась такая история. Ему приказали добыть карты с расположением немецких войск. Дедушка выполнил приказ, похитив одного из немецких солдат. У этого немца оказались не только нужные ему карты, но и другие ценные документы. Вместе с пленным дедушка вернулся в штаб. За это он получил медаль “За отвагу”.

Анна Горчакова, студентка: “Мне повезло, мой дед, Горчаков Ефим Николаевич, вернулся с фронта. Когда началась война, дедушке было всего 15 лет, и жил он в Белоруссии, в деревушке под названием Заболотье Витебской области. Мой прадед только закончил строительство нового дома, когда пришли немцы. Их семью сразу же выгнали в сарай, где они ютились вместе с детьми около двух лет, и летом и зимой. Из того времени дед помнит только жуткий страх перед немцами. Что они, простые крестьяне, жившие всю жизнь на земле, могли противопоставить до зубов вооруженным немцам? Партизанили, конечно, понемногу. Носили пленным еду со своего стола, ждали момента, чтобы вырваться из оккупации. Когда освободили Беларуссию, деду было уже около 18, и его сразу же отправили не передовую. Времени на подготовку уже не было, стране срочно нужны были новобранцы. Не имея опыта, они сражались, как могли, одетые в то, что сняли с убитых, и вооруженные винтовками начала прошлого века. В первом же бою их отряд из двухсот человек был почти полностью уничтожен. В живых осталось менее тридцати человек. Жизнь деду спасло то, что его почти сразу же ранили в ногу. Однако он тут же попал в плен. Фашисты не считали пленных за людей, обходились с ними как со скотом. Но ни вечный голод, ни изнурительный труд не смогли сломить моего дедушку. Он дожил до окончания войны, вернулся на родину, где его тут же ждали новые испытания. Как бывшего пленного Ефима Николаевича тут же отправили на север, разрабатывать золотые рудники. Очень многие, приехавшие с ним, не вынесли новых тягот и погибли, мой дед остался осваивать суровый край и строить лучшую жизнь. Вспоминаю такой случай, когда спустя почти 50 лет, после войны и пережитых страданий, переехав с севера в солнечный Волгоград, дед гулял с нами, еще детьми, по Мамаеву кургану. Услышав немецкую речь туристов, приехавших посмотреть на памятник в честь Победы, он как можно быстрее перешел на другую сторону дороги.
А еще я помню, как бережно всю жизнь дедушка относился к хлебу, аккуратно резал его и не разрешал выкидывать даже сухие корки. Человеку, перенесшему голод, поступать так казалось большим грехом”.

Ивашутин Юрий, ученик московской школы: “Мой дедушка часто вспоминал такой случай. Когда его взвод сидел в засаде, с немецкого самолета сбросили бомбу. Наши солдаты в смятении пытались отползти от бомбы. К счастью, она не взорвалась. После того как первый шок прошел, все заметили, что несколько человек стали совсем седыми”.

Загулин Алексей, ученик московской школы: “Мои бабушка и дедушка были ветеранами труда. Село, где они жили, захватили немцы. Они сразу же начали отнимать у местных жителей продукты. Увидев лежащие на улице мешки с зерном, они стали их расхватывать, но в мешках оказались бомбы. Взрыв был большой, несколько немцев погибло. А еще был вот какой случай. Однажды в деревню, к председателю, приехал офицер. Они долго с председателем что-то обсуждали, а потом легли спать. Ночью мой дед Сергей Иванович вышел на улицу покурить и увидел, что в кустах что-то шевелится. Подумал, что это засада, зашел в дом и предупредил офицера. Но в кустах никого не нашли. На этом мой дед не успокоился, сел в машину и поехал обследовать территорию. Увидев, что на пожарной станции горит свет, дед подкрался и заглянул в окно. Внутри сидели люди в немецкой форме. Сергей Иванович поехал в штаб и сообщил об этом. Немцев поймали”.

Чантурия Иосиф, ученик московской школы: “Мой дедушка Павел Руднев жил и служил в Орловской области. Село умирало от голода, и он вынужден был ходить и просить еды у немцев. Некоторые немцы жалели голодающих и поесть давали, а другие били и прогоняли. Однажды старшую сестру дедушки Нюру повезли в Германию работать, но по пути она выпрыгнула из машины и осталась жива и невредима. С трудом она добралась до родного села, но оставаться там было опасно. И тогда Нюра уехала в Тамбовскую область”.

Николай Антипов, студент: “Хочу рассказать историю любви своей бабушки, Нины Григорьевны Черевенковой. Родилась она в Ленинграде. В 41-м ей только исполнилось 17 лет. После того как город оккупировали, местное население эвакуировали, и молодую девушку определили в Пермь на фабрику по пошиву парашютов. Там она встретила бывшего одноклассника, на которого, учась в школе, совсем не обращала внимания. Он же, напротив, был страстно влюблен в бабушку с самого первого класса. Пылкий юноша сразу начал добиваться взаимности. Девичье сердце вспыхнуло, и к концу войны образовалась новая ячейка общества. А ко Дню Победы Нина Григорьевна подарила мужу сына”.

Великая Отечественная война перевернула судьбы многих, и почти в каждой советской семье осталась своя военная легенда. Свои истории могли бы поведать и многие московские здания, если бы их стены могли говорить…
Первый звонок в только что отстроенной московской школе №34, что в Хамовниках, прозвенел в 1936 году для 916 учеников. Через пять лет, когда началась война, в этом учебном заведении расположились медсанбат и спецподразделение 5-й дивизии народного ополчения, участвовавшей в тяжелых боях за оборону Москвы в октябре—декабре 1941 года. В сентябре 1942 года в школе возобновился учебный процесс, но и работники школы, и ученики до сих пор помнят, какой вклад внесли их предшественники в дело Великой Победы. И никогда не забудут имена выпускников Юры Колесникова и Зори Выходцева, отдавших свои юные жизни защите Отечества.
Мы, живущие сегодня, поздравляем всех ветеранов с праздником Победы и низко кланяемся им за то, что над нами мирное небо, ласковое солнце и грозный звук военных самолетов не будит нас по ночам. Спасибо вам, победители!

Разматывая  кинопленку
Историю войны донесли до нас  НЕПОВТОРИМЫЕ ФИЛЬМЫ, КНИГИ И ПЕСНИ о том времени. Мы попросили студентов и школьников вспомнить самые лучшие из них.
Фильмы
Большинство школьников назвало фильм “Сволочи” Александра Атанесяна. На втором месте “А зори здесь тихие” Станислава Ростоцкого. Третье место у ленты “В бой идут одни старики” Леонида Быкова.
Студенты поставили “А зори здесь тихие” на первое место. Чуть меньше голосов набрал американский фильм “Враг у ворот” Жан-Жака Ано с Джудом Лоу в главной роли. Тройку лидеров замыкает “Судьба человека” Сергея Бондарчука.
Книги
Школьники:
Борис Полевой, “Повесть о настоящем человеке”.
Э.М. Ремарк, “Черный обелиск”.
Юрий Бондарев, “Горячий снег”.
Студенты:
1. Борис Полевой, “Повесть о настоящем человеке”.
2. Александр Твардовский, “Василий Теркин”.
3. Борис Васильев, “Завтра была война”.
Песни
Школьники:
“День Победы”.
“Катюша”.
“Бьется в тесной печурке огонь…”
Студенты:
1. “Священная война”.
2. “Прощание славянки”.
3. “День Победы”.




Партнеры