За победой до дна

В Черном море найден штурмовик времен Великой Отечественной

Российско-украинская разведывательно-водолазная команда, в которую входил и корреспондент «МК», обнаружила на дне самолет «Ил-2». Погибший штурмовик - очень редкая находка даже для этих, изувеченных войной мест. Кроме того, экспедиции удалось уточнить данные об еще одном затонувшем корабле – это оказалось не то судно, которое значится в морском справочнике. И, конечно же, состоялось возложение венков на местах, где покоятся корабли, защищавшие нашу Родину.

Властелины морей

Состав команды в этом году сильно изменился. В основном потому, что по каким-то причинам в акции почти не участвовала Украина. Раньше россиян и украинцев было примерно поровну, а сейчас Незалежную представляли только два Дмитрия из Днепропетровска – Чистилин и Грабовецкий. Зато команда стала более профессиональной, потому что в ней появились не просто опытные аквалангисты-любители, но и несколько инструкторов по дайвингу. Например, руководил погружениями Евгений Абрамов, который ныряет с шести лет, то есть почти всю жизнь. Водолазом был его отец, и сын так же связал свою жизнь с морем. Вообще-то Евгений москвич, но работает в геленджикском дельфинарии, так что практически он живет в воде.

Сумбат Александров и Александр Литтиг – жители Краснодарского края, руководители дайв-центров «Ямайка» и «Эксплорер». Правда, со смехом признаются, что они из тех «директоров», которые делают всю черную работу. Оба начали нырять еще в советские времена, и имели престижные профессии. Сумбат был врачом, а Саша – следователем прокуратуры. В какой-то момент оба поняли, что их жизнь – море, и сменили профессии.

- Я вообще-то идею профессионального дайвинга лелеял давно, - рассказывает Сумбат. – Но оставить врачебное дело решился лишь после того, как узнал, что означает мое имя. Оно армянское, и переводится примерно как «властелин морей».

Ребята провели большую подготовительную работу. Они упорно опрашивали капитанов и штурманов, выясняя координаты, где рыболовецкие сети и драги цеплялись за какие-то препятствия на дне, и в результате создали каталог точек зацепа. Наша экспедиция за неделю побывала на 10 таких точках. Семь из них были «пустыми», в одной оказались драги, застрявшие в донной каменной гряде. Еще две точки попахивали сенсацией.

Не «Кола»

Наша команда базировалась в красивейшем месте - анапском заповеднике Большой Утриш. Судно «Агат», на котором ночью мы вышли в море, очень скромных размеров и без балласта, поэтому даже небольшое волнение моря было весьма ощутимым. Утром, когда мы пришли на точку в Темрюкском районе, некоторых свалила морская болезнь. Каким-то чудом на кораблике, качающемся во все стороны и почти черпающем бортами воду, ребята сумели облачиться в гидрокостюмы, нацепить грузы и баллоны.

Акватория, ограниченная мысом Большой Утриш на востоке и мысом Железный Рог на западе, с первых дней Великой Отечественной войны стала ареной минной войны. Многочисленные суда, идущие в осажденный Севастополь, Керчь, попадали на минные поля и подвергались атакам с воздуха. В этом районе 6 марта 1942 года вместе со всем экипажем (а это не менее двух сотен человек) погиб новейший эскадренный миноносец «Смышленый». Корабль возвращался из осажденной Керчи и подорвался на мине, возможно, поставленной им самим. Экипаж боролся за живучесть до последнего, но корабль опрокинулся и затонул. Спаслись всего два человека. Место его гибели неизвестно до сих пор.

Найти «Смышленый» - мечта любого дайвера. Была такая тайная надежда и у нас. Но с большей вероятностью мы могли увидеть на дне корабль дореволюционной постройки «Кола». Координаты точки, в которую мы пришли, в одном из справочников значились как место гибели именно этого судна…

То, что наши аквалангисты что-то нашли, мы поняли довольно быстро. В противном случае они поднялись бы на «Агат» уже минут через 20. Наконец томительное ожидание было прервано – первая группа, поднявшись по ходовому концу, показалась на поверхности. Руководитель нашей экспедиции Константин Богданов (вне «нырялок» он является пресс-секретарем футбольного клуба «Локомотив») рассказал об увиденном:

- Корабль лежит на глубине 26 метров, сохранился плохо: корма и носовая часть еще более-менее, а грузовые трюма сложились как карточный домик. Вооружения на нем нет, стоят лебедки, грузовые стрелы. Скорее всего, это сухогруз, погибший, судя по характеру разрушений, именно во время ВОВ. Ребята проникли в машинное отделение, увидели паровые котлы. Трюмы пустые, возможно, судно везло зерно и его быстро унесло течением. Мы не нашли ни единой детальки, которая позволила бы узнать название корабля. Но то, что это не «Кола» - однозначно.

Самолет на дне

На следующий день ныряли в четырех километрах от берега в районе станицы Благовещенская. Честно говоря, найти корабль не надеялись – аппаратура показывала, что объект весьма не большой. И правильно, потому что это оказалось судно не морское, а… воздушное.

Когда Анна Аржанова, президент Российской подводной федерации и постоянный участник экспедиции, рассказывала о находке, она постоянно улыбалась. Понять ее радость можно - обнаружить самолет, пролежавший в море несколько десятилетий, крайне сложно: объект небольшой и сильно заиленный, сигнал от него идет слабый.

- Мы на глубине 18 метров «Ил-2» нашли! Кабина полностью ракушечником и илом забита, но там наверняка сохранились либо медали пилотов (летчики в каждый полет уходили как в последний, поэтому надевали награды – авт.) и их табельное оружие, либо приборы, по которым можно идентифицировать судно и установить экипаж. Сейчас мы ничего не поднимали, цель была – отснять видеоматериал, поэтому держали дистанцию. Позже Сумбат с ребятами попытаются очистить кабину, поднимут какой-либо агрегат с номером и поработают в архивах. Имя летчиков обязательно будет установлено. Кстати, штурмовиков «Ил-2» было собрано 40 тысяч, но музейным экспонатом стал лишь один. Он как раз был поднят со дна моря и стоит в Новороссийске.

***

В Новороссийске акция и завершилась. Дайверы погружались в Цемесской бухте на катер проекта «Морской охотник» и тральщик «Червонный казак», лежащий на глубине 46 метров. По уже сложившейся традиции, на корабли, покоящиеся под толщей воды, были установлены мемориальные таблички и венки. Потом дайверы встретились с ветеранами, рассказали о своей деятельности, чтобы фронтовики знали – отнюдь не всем безразличны их подвиги. В свете последних событий, когда некоторые европейские страны переносят памятники и переписывают историю в выгодном для себя свете, это было совсем не лишним.

Кстати, акция "Поклон кораблям Великой Победы" состоялась благодаря поддержке Комитета по делам ветеранов Госдумы РФ и Российской подводной федерации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру