Все, что вы хотели знать об автокреслах

В 8 из 10 случаев родители устанавливают их неправильно

10 мая 2007 в 20:00, просмотров: 858

  Сколько раз за последние дни приходилось наблюдать картину: на подмосковной трассе тебя обгоняет авто, в заднее стекло которого корчит рожицы ребенок. В другой машине малыш скачет по заднему сиденью вместе с собакой. В третьей — младенец спит на руках у бабушки...
     Хотя с начала этого года все дети до 12 лет должны перевозиться в специальных креслах или “с использованием иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности”, родителям урок не впрок. Штраф в сто рублей — мелочь, на которую гораздо проще раскошелиться, чем на автокресло.
     Чем чревата подобная беззаботность и как правильно разместить малыша в машине — выяснил корреспондент “МК”.

     
     Недавно группа российских экспертов провела краш-тест с одним из отечественных автомобилей. В первом испытании сзади посередине сидел непристегнутый “детский” манекен, по бокам от него — два пристегнутых “взрослых”. При столкновении на скорости 50 км/ч “ребенок” влетел в зеркало заднего вида, а потом — головой в лобовое стекло. Исход для него в реальности был бы летальным.
     Во втором варианте сзади разместили и пристегнули манекен ребенка на бустере (это специальная подушка для детей от 6 лет, которая подкладывается, чтобы малыша можно было фиксировать штатным ремнем безопасности). По бокам усадили два “взрослых” непристегнутых манекена. Во время столкновения на такой же скорости (удар пришелся в левую сторону авто) правый “пассажир” подскочил вверх и всей тяжестью рухнул на пристегнутого “ребенка”. В реальности для него все опять-таки кончилось бы трагически.
     Вывод прост: мало того, что малыш должен быть зафиксирован, — если кто-то из взрослых находится рядом с ним сзади, он тоже обязательно должен быть пристегнут ремнем безопасности!

Стоя, на коленях, вчетвером...

     — По статистике, в 80% несчастных случаев на дорогах дети даже не были пристегнуты. Что уже говорить о креслах! И это при том, что закон должен был вступить в силу еще год назад, но власти дали водителям год на подготовку! — негодует старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды безопасности дорожного движения московской ГИБДД Игорь Колосков. — Вот один из недавних показательных случаев. Мужчина в состоянии алкогольного опьянения за рулем “Мерседеса” с тремя своими детьми попал в аварию при выезде с улицы Шереметьевской на Третье транспортное кольцо. Водитель не справился с управлением и врезался в бордюр. В результате пострадали трое детей. У девочки (12 лет) закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и открытый перелом костей носа. У второй малышки (11 лет) — сотрясение и черепно-мозговая травма. Самому маленькому пассажиру не исполнилось и двух лет. Мальчик получил травму головы и сотрясение. Все дети не были пристегнуты...
     Мы думали, что не размер штрафа, а безопасность собственных детей заставит родителей задуматься, ведь во время аварии страдают в первую очередь малыши. Вспомните: как обычно едут дети в машине? Стоя между сиденьями сзади или на коленях у взрослого. Я знаю, что няни или соседки часто отвозят в школу сразу по 3—4 человека. Надо ли говорить, что в этих случаях ребенок первым страдает при ударе...

Когда достаточно ремня?

     Если вы покупаете детское сиденье, главное — чтобы оно было не только правильно выбрано, но и правильно установлено. В этом году американские дорожные полицейские провели рейд — и выяснилось, что около 75% (!) родителей неправильно установили автокресла в машинах. То есть в случае аварии они были бы неэффективны... По данным немецкого института транспортной безопасности, “два ребенка из трех недостаточно хорошо защищены в дороге; в 96,1% случаев это обусловлено ошибками в эксплуатации оборудования”. Общеевропейская статистика же показывает, что 8 из 10 кресел устанавливаются неправильно. Так что преступно беспечны не только россияне. Но от этого, согласитесь, не легче.
     Специалисты советуют: когда выбираете кресло, примерьте его к своей машине — некоторые модели могут не подойти к профилю сидений авто. В других может не быть системы креплений, которая предусмотрена в вашей модели автомобиля и обеспечивает наибольшую надежность фиксации (например, изофикс). Второй важный момент — чтобы кресло подходило именно вашему ребенку. Как правило, в инструкции пишут вес и возраст малыша. Но очень важен и его рост.
     — Головка ребенка не должна выступать за верхний край спинки более чем на треть, а точки выхода внутреннего ремня безопасности — находиться ниже плеча ребенка. Для автокресел, устанавливаемых против хода движения, точки выхода внутреннего ремня могут располагаться чуть ниже плеча ребенка, но его голова не должна выступать за верхний край спинки, — объяснил нам менеджер одного из автосалонов. — Если это не так, значит, кресло уже мало.
     Как определить, может ли уже ваше чадо пользоваться не классическим автокреслом, а подкладной подушкой-бустером или просто ремнем? По закону “взрослая” посадка ребенка у нас разрешена, если ему более 12 лет и при этом его рост — больше 150 см. Но есть и другие важные критерии: 1) у сидящего в бустере малыша ремень должен проходить через тазобедренный сустав, а не через живот; 2) диагональная лямка должна лежать не на шее, а на плече.
     Если же говорить о применении только штатного ремня безопасности, то кроме двух вышеперечисленных пунктов ребенок должен быть достаточно высоким, чтобы его колени сгибались через край сиденья, а еще — чтобы он был в состоянии сидеть спиной параллельно спинке сиденья и не сползать.

Умножай на два

     Выбор детских сидений огромен. Как разобраться в этом изобилии? Родителей обычно волнуют два вопроса: надежность и “затратность” — логично покупать кресло, которое будет служить по максимуму долго, а не три-четыре разные модели по мере роста малыша. Но если вы намерены перевозить свое чадо с рождения, одной моделью все равно не обойтись. Как минимум понадобятся две.
     
     Классификация детских автокресел
     •Группа 0+ — менее 13 кг (от рождения до года), устанавливаются спиной только по ходу движения из-за недостаточно окрепшей шейки малыша.
     •Группа 1 — 9—18 кг (от года до 4 лет), лицом по ходу движения.
     •Группа 2 — 15—25 кг (от 3 до 7 лет), лицом по ходу движения.
     •Группа 3 — 22—36 кг (от 6 до 12 лет), лицом по ходу движения.
     Универсального кресла от рождения до 12 лет не существует. Но удерживающие устройства могут совмещать в себе функции сразу нескольких групп.
     Для начала в любом случае понадобится сиденье группы 0 — так называемая переноска. А вот дальше возможны варианты. Например, мы нашли в каталогах кресла, подходящие для возраста с 10 месяцев до 12 лет или с 1 года до 12 лет.
     Другая возможность — купить креслице, которое используется с младенчества до 4,5 года (его можно ставить как по ходу движения, так и против), а потом взять модель группы 2—3. Под конец с нее снимается спинка, и остается одна подкладная подушечка-бустер. Сидящий на ней малыш крепится штатными ремнями безопасности. “В некоторых СМИ появляется информация о том, что в автомобиле детей можно сажать на заднее сиденье на обычную “кроватную” подушку и пристегивать штатным ремнем. Это — неверно! Бустер должен быть сертифицирован, соответствовать всем ГОСТам”, — замечает Игорь Колосков.

Космонавт и принцесса

     Рекомендации по выбору кресел нам дал сотрудник одного из крупных автосалонов Сергей Мовчан.
     — На автокресле обязательно должна быть маркировка со значком ECE R44/03 или ECE R44/04. Это является свидетельством: модель прошла весь цикл испытаний в Европе...
     Обратите внимание на конструкцию замка-пряжки: он должен быть с мягкой широкой прокладкой, а еще таким, чтобы малыш не мог расстегнуть его сам. Осмотрите накладки на ремни: если они жесткие и неудобные, летом будут сильно натирать. А для обивки, конечно, предпочтителен хороший материал — во-первых, не маркий, во-вторых, экологичный. От плохой синтетики ребенок быстро вспотеет.
     — Какое место в машине считается самым безопасным?
     — В прошлом году были опубликованы данные университета Буффало: по их статистике, самое безопасное место в автомобиле — среднее заднее. Там намного больше пространства, которое не сдавливается при столкновении. Если вы все же устанавливаете кресло спереди, обязательно надо отключить подушку безопасности, иначе она “сомнет” ребенка.

Идея фикс

     Многие папы и мамы, покупая новую машину, не обращают внимания на то, какими средствами крепления детского кресла (кроме, конечно, штатных ремней) она оборудована. Между тем спецкрепления бывают двух типов.
     Isofix — кронштейны, расположенные в задней части детского кресла, крепятся к скобам, встроенным в заднее сиденье. Кресла с изофикс часто используют дополнительный упор в пол салона. Он предотвращает смещение кресла при лобовом столкновении. Преимущество изофикс — простая и быстрая установка. Его практически невозможно установить неправильно.
     Latch — альтернатива изофиксу, распространенная в Европе и США. Кресла с Latch крепятся к трем специальным скобам.
     Креслица с этими системами креплений могут крепиться и обычными ремнями безопасности.
     Увы, иногда даже супертехника подводит — например, в прошлом году одна крупнейшая японская компания отозвала с европейского рынка 2,5 тыс. машин из-за того, что на них были установлены бракованные крепления для детских сидений. Владельцам предложили незамедлительно заменить их на сервисах.

Защищаемся столиком

     Автомобильная мода для малышей меняется с такой же скоростью, как и взрослая. Например, начали выпускать кресла со встроенной музыкальной системой или платформами, которые позволяют поворачивать сиденье на 360 градусов... (Кстати, не стоит на месте и мода велосипедная — выпускаются малышковые сиденья для пассажиров до 5-летнего возраста, крепящиеся к подседельной трубе велосипедной рамы и имеющие спинку, которая отклоняется в положение “сон”.)
     Одна из новинок — автокресло, в котором собственные ремешки для пристегивания малыша заменяет... столик безопасности. Это что-то типа особой подушки. “Площадь контакта столика, то есть тормозящей поверхности, с ребенком в 5 раз больше, чем ремней, — утверждают производители. — При тестах нагрузка на шею ребенка также снижается в 5 раз по сравнению с пятиточечными ремнями”. К тому же малыш в таком кресле, мол, будет чувствовать себя свободнее, чем его пристегнутый “собрат”.
     В любом случае в Интернете вы сможете обнаружить массу видеороликов с краш-тестами. Выбор за вами.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

     Катя, 37 лет: “Сын сидел за рулем еще до рождения — я водила до последнего дня беременности. Когда Ване исполнилось 6 месяцев, мы в первый раз должны были повезти его на машине — на дачу. До этого обходились коляской: мои родители живут рядом, поликлиника за углом...
     Я купила креслице-переноску. Оно просто ставилось сзади лицом против хода движения, упираясь в спинку переднего сиденья. Когда Ваня вырос, мы кресло перевернули и закрепили его ремнем безопасности. В какой-то момент мы поняли, что малышу стало тесно, и тогда купили сиденье “на вырост” — до 25 кг.
     Оно более сложной конструкции, и с установкой пришлось повозиться. Разных там “фиксов” в машине нет, крепили опять-таки штатным ремнем — заняло это дело полтора часа, мы изучили инструкцию от корки до корки, боясь хоть в чем-то ошибиться. Чтобы не испортить сиденье машины (в инструкции было написано, что при длительном использовании кресла это возможно), вниз подложили полотенце. Не знаю, правильно ли это, но кресло все равно держится очень крепко.
     Второй раз переустанавливать его я бы не стала. Поэтому Ваня с тех пор ездил только на моей машине. Место для кресла мы выбрали, как и в первый раз, за водительским сиденьем — я читала, что водитель пытается инстинктивно спасти себя при столкновении, значит, “моя” сторона безопаснее. Но вот ваши эксперты говорят, что лучше — в середине. Надо побольше почитать на эту тему... Кстати, откровением в вашей статье для меня стало то, что всем сидящим сзади рядом с ребенком взрослым надо обязательно пристегиваться. Теперь буду за этим строго следить.
     Могу дать два совета. Во-первых, спинку переднего сиденья ребенок очень сильно пачкает ногами. Я ее прикрыла сумкой-чехлом, которая висит до пола и крепится на резинках (изначально такие чехлы предназначены для того, чтобы класть в их кармашки разные мелочи). А во-вторых, нужна солнцезащитная шторка на окно со стороны ребенка. Я купила самую простую, на резиновой присоске.
     Марина ВЕЛИКАНОВА, Ирина РИНАЕВА.



Партнеры