Угости девочку лезвием

В МХТ сыграли “Человека-подушку”

12 мая 2007 в 00:00, просмотров: 340

  …Странно, что зал набился битком. Странно, что никто не ушел после 2 часов первого отделения. Странно, что аплодировали громко и взахлеб в финале. А, собственно, кто в зале? Львиная доля — девушки лет 18—25 (до 16, спасибо администрации, вход воспрещен: мат через слово да кровь рекой).
     Житинкин на пике своей — как это все называли — эпатажности заявлял: “Мат, трупы, кишки по проводам — пожалуйста, но табу для меня есть: дети”. Но проходит несколько лет, и появляется режиссер — Серебренников, для которого и этого табу не существует. Весь спектакль истязают детей. Мало того, в спектакле играют дети. Все табу сняты. Прогресс театральной мысли. Но что в итоге? А в итоге то, что вечером посмотрел, а наутро и вспомнить не мог, что смотрел. Пустышка. Но: свою сестру или жену на такой спектакль бы не повел. О том же говорили и многие, выходя с “действа”.
     …Короче, Его брата в течение семи лет истязали родители. Он слышал стоны из соседней комнаты, позвякивания инструментов для пыток. Так Он — Катуриан, главный герой, — стал писателем, научился сопереживанию. Но на старте своей карьеры в отместку за безумного брата взял и задушил подушкой и мать, и отца.
     А потом понеслось: один сюжет из-под его пера затейливее другого — идет мальчик по дороге, его встречает странник и отрубает тесаком пальчики на ноге… Встречает девочка прохожего, тот ее угощает человечками, вырезанными из яблок, а в каждом человечке по лезвию… “Маленький мальчик гранату нашел”. И все бы ничего, да только этот самый ненормальный брат, начитавшись рассказов Катуриана, искренне и непринужденно начинает играть в эти рассказы наяву. В итоге — два трупа, полицейские застенки для братьев, допросы и избиения…
     А написал все это человек по имени Мартин МакДонах, кстати, штатный драматург Британского национального королевского театра. Или от обратного — как подчеркнуто в его биографии — сын рабочего и уборщицы. Но “статус” с той или иной стороны его не спасает — пьеска-то слабая. Сюжет бежит быстрым змеистым ручейком, перемежается историйками и рассказиками... Мало ли таких пьес, напоминающих экскурсию по анатомическому театру? Интересно, чем закончится? Ну это в силу личной испорченности… Есть же люди, которых хлебом не корми — дай начитаться криминальной хроники: кто кого съел, разрубил, изнасиловал.
     Думаю, что зрителям понравилась игра актеров — как это называется — “со всей отдачей”. Катуриана играл Анатолий Белый, его брата-дебила Алексей Кравченко; следователи-садисты — Юрий Чурсин и Сергей Сосновский… Один (полицейский) со всей дури в полупрыжке бьет ботинком другого (Катуриана) по лицу, тот другой, истекая кровью, катается по полу… Хорошо ли они это сыграли? Не знаю. Вероятно, главная их заслуга в том, что они согласились участвовать в таком спектакле.



Партнеры