Заложники адаптации

Какие мигранты у нас есть, а какие нам нужны? Что Россия должна сделать для привлечения квалифицированных кадров из-за рубежей нашей родины? Об этом рассказывает замдиректора Экспертного института, профессор МГУПБ Андрей НЕЩАДИН.

 

НИ СЛОВА ПО-РУССКИ

 

На сегодняшний день мы получаем в основном слабо владеющих русским языком мигрантов. Основу этого потока составляют представители Таджикистана, Узбекистана и других среднеазиатских стран, обладающие довольно низкой квалификацией.

На это обстоятельство можно было бы закрывать глаза. Если бы оно не создавало значительных проблем. Одна из них – основными местами, привлекательными для мигрантов, по сию пору продолжают оставаться Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Более того, эти города постепенно начинают превращаться в мегаполисы. Сейчас мегаполисы начинают образовываться вокруг Москвы и Санкт-Петербурга за счет наличия работы, большего спроса, возможности сделать карьеру, обеспечить свою жизнь.

А далее намечаются другие проблемы, основанные на том, что в этих городах довольно высокий уровень жизни, а сегодня еще и стоимость жилья. Лишь небольшое число людей, приезжающих в эти мегаполисы, способны стать полноценными горожанами постиндустриального общества. По одной простой причине: чтобы временно работающему снимать квартиру и сносно жить в Москве, ему одному надо получать примерно 1–2 тыс. долларов в месяц.

Соответственно, если он захочет по ипотеке купить себе квартиру, ему надо зарабатывать не менее 3–4 тысяч долларов в месяц. Ясно, что эти люди таких заработков не имеют.

По данным ВЦИОМ, у 37% населения России средств хватает только на еду и предметы первой необходимости, о крупных покупках не может быть и речи.

Да, мигранты берут на себя малопрестижные для москвичей занятия: палаточную торговлю, охотно работают на рынках. Но, таким образом, получается, что, стимулируя миграцию, мы вынуждены увеличивать именно этот беднейший слой населения.

Отсюда явно повышенный криминалитет мигрантов, невольное развитие, мягко говоря, сомнительных видов бизнеса: организованной проституции, торговли наркотиками и так далее.

Вторая опасность, которая начинает возникать в обществе, – это образование анклавов. В Москве уже есть школы, где в некоторых классах русский язык дети изучают как иностранный. Причем к первому классу они приходят, вовсе не владея языком Пушкина, Толстого, Солженицына. Соответственно все это также влияет на качество человеческого ресурса, человеческого капитала, которым мы располагаем.


 

КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ РАЗНИЦУ?

 

Было бы неплохо, если бы регионы подключились к организованному принятию мигрантов на свои территории. Не секрет, что у нас сегодня есть довольно много проблемных городов, которые могут со временем практически исчезнуть с географических карт. Это населенные пункты, где в основном проживают пенсионеры, и численность их астрономически увеличивается.

Второй вопрос – создать систему повышения квалификации. Ввиду того, что у нас резко сокращается число кандидатов наук, нужно способствовать миграции научных кадров, которые могли бы работать в наших НИИ, в том числе и в Академии наук. То есть нужно поощрять талантливых людей, помогать им в обустройстве, в том числе и материально.

Следующий немаловажный вопрос – мигранты в России и массовая культура. В этом смысле они даже находятся в более привилегированном положении, чем в Европе. Так, в России никогда не считалась чужой никакая из религий. Хотя возникшие в последнее время такие течения ислама, как ваххабизм, движение «Талибан», начинают приобретать у нас черты радикализма. Они получают все большее распространение. Приходится констатировать, что защиты от этих процессов мы не имеем.

Невозможность адаптации этих людей, нежелание некоторых из них жить по законному российскому укладу может дойти до черты, за которой начнутся стычки, подобные тем, что недавно возникли в предместье Парижа. А поводы для них найти несложно.

Что для России особенно опасно, чревато непредсказуемыми последствиями, так это то, что мы к таким проявлениям не готовы. И конечно, здесь большую роль будет играть такое обстоятельство: сможем ли мы ликвидировать разницу в уровне образования коренных жителей и мигрантов. Не секрет, что у нас число людей с незаконченным образованием увеличивается. Сумеют ли мигранты и их дети получить нормальное образование, занять достойные должности и не быть радикально настроенными по отношению к тому, что не все для них доступно?

Какие способы еще есть у властей, чтобы привлечь мигрантов интеллектуального склада? Ипотека. Россиянам в отличие, скажем, от жителей США, традиционно мобильных и без особых хлопот меняющих место жительства, непросто с семьей переехать из города в город. Я уж не говорю о том, что там из-за климата коттеджный дом доступнее, чем у нас квартира. В Америке родители без проблем могут переехать в другой город, если там будет школа, более подходящая для ребенка. И дело не только в их мобильности, а скорее в общей системе расселения, составе населенных пунктов.

У нас же 50% населенных пунктов не имеют асфальтового покрытия. Что делать, когда предприятие обанкротилось, другой работы в городе нет, а до ближайшего города 70 километров? Получается, при малейших значительных переменах в жизни человек и его семья оказываются в западне. Что же говорить о мигрантах?
Итак, подведем итог. В первую очередь надо делать ставку на возможность нормальной миграции. Это жилье, возможность предоставления нормальной работы, возможность адаптации. А вылавливание мигрантов, изгнание их с рынков, как это мы стали делать в последнее время, вряд ли поможет решить все эти назревающие проблемы. Американцы стеной пытаются отделиться от мексиканцев. Думаете, это даст что-нибудь? Пока у людей есть шанс сделать карьеру, зарабатывать деньги и жить за границей лучше, чем у себя дома, они будут это делать. А неумение воспользоваться миграционными потоками с пользой прежде всего для себя оборачивается проблемами для нас самих.     

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру