Об этом пишет эстонская газета Postimees со ссылкой на шведское издание Svenska Dagbladet.
После снятия запрета на разглашение информации ученые, которые занимаются тайной гибели парома, получат также доступ к видеофильмам, снятым водолазами.
Министр обороны Швеции Микаэль Оденберг в интервью Радио Швеции заявил, что правительство его страны никогда не требовало от водолазов молчать обо всем увиденном на месте крушения парома. В то же время в подписанном между департаментом и норвежской водолазной фирмой Rockwater договоре оговаривается, что водолазам разрешено рассказывать о своих погружениях, а что нет.
Шведский профессор Ола Рутгерссон считает, что "опрос водолазов откроет нам что-нибудь новое". "Хотя бы сможем получить ответ на вопрос - была или нет в корпусе парома пробоина ниже ватерлинии", - уточнил эксперт.
В прошедшую пятницу в Глазго состоялось заседание рабочей группы следователей, которые по заданию шведского правительства расследуют причины гибели парома.
Следователи как в 1997 году, так и теперь пришли к выводу, что носовой люк парома в ту роковую ночь оторвался. В то же время, мнения расходятся в вопросе о том, почему это произошло и с чего все началось.
Ученые не исключают версию взрыва на борту судна, но, по словам Рутгерссона, у них пока нет никаких свидетельств, подтверждающих эту теорию. Сам он не считает версию взрыва вероятной.
По заданию правительства Швеции изучением причин крушения парома «Эстония» занимаются две группы ученых.
В составе одной группы - ученые из Швеции и Шотландии, в другой - специалисты в области судостроения из Гамбурга.
С помощью опытов и компьютерных моделей они изучают девять различных версий гибели судна. К марту 2008 года они рассчитывают завершить свои исследования
Паром "Эстония", шедший из Таллинна в Стокгольм, затонул в ночь на 28 сентября 1994 года. В результате катастрофы погибли 852 пассажира и члена экипажа, 137 человек были спасены. Официальными причинами катастрофы были названы дефекты конструкции. Также считается у парома на полном ходу открылись створки грузовой палубы.
Помимо этого существует множество других версий причин гибели судна. В частности, в свое время существовало предположение, что паром перевозил российское секретное оружие, которое и стало причиной кораблекрушения.