Время отдыхать в России

За три пятилетки, прошедшие после падения «железного занавеса», наши сограждане успели хорошо изучить всю планету – от популярнейших мировых курортов до самых отдаленных ее уголков. Самое время обратить внимание на свою страну – благо туристической привлекательности ей не занимать. Да и из-за рубежа к нам тоже едут – кто усадьбы и купола «Золотого кольца» фотографирует, кто на Байкале рыбу ловит. Увозят впечатления, привозят валюту.

В индустрии отдыха и гостеприимства предварительно посчитали итоги 2006 года. О некоторых результатах можно говорить уже сегодня, тем более что наиболее успешные в туристическом отношении регионы периодически хвалятся своими показателями.

Российский туризм растет, причем в обоих направлениях. В 2006 году отмечено увеличение числа и отдохнувших за пределами родины россиян, и приехавших к нам иностранцев – на 1,9% и 1,6% соответственно. Показатели небольшие, но руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский нашел повод для оптимизма. Наши люди больше ездят – значит, есть возможность откладывать деньги на полноценный отдых.
Радует и число туристов из стран-доноров – отмечены значительные темпы роста визитов граждан США (44%), Швейцарии (28%), Японии (17%), Норвегии (12%). Меньше гастарбайтеров из Китая, которых подчас тоже записывают в путешественники, больше «реальных туристов с фотоаппаратами», которые путешествуют с культурно-познавательными целями.

 

ПЕРВАЯ – ПЕРВОПРЕСТОЛЬНАЯ

 

Столичные темпы роста уже опережают прогнозы, данные в Программе развития московского туризма в Москве. Согласно программе показатель в 5 млн. зарубежных гостей ожидается к 2010 году, а при нынешних успешных скоростях будет достигнут гораздо раньше. Впрочем, Москва на отсутствие интереса со стороны гостей никогда не жаловалась. Посмотрим на регионы.

Входящие в «Золотое кольцо» субъекты Федерации традиционно лидируют по числу «въездных» показателей. Та же Ярославская область уже несколько лет постоянно увеличивает свой турпоток. На этот год ожидается примерно 850 тысяч гостей, треть из которых – иностранцы. Основными «поставщиками» являются Франция, Германия, США, Италия и Великобритания.

Турфирмами и гостиницами, число которых тоже растет, предоставляется услуг на сумму свыше 350 млн. рублей, рост за год составляет примерно 35%. Общие поступления от гостей в областную казну – почти миллиард рублей.
При таких показателях местные власти законно позволили себе довольно серьезное социологическое исследование. Средние затраты российского путешественника на Ярославской земле составляют 40–60 долларов, иностранного – 70–100 долларов. Наш человек тратит на сувениры 22% от всех расходов, а заморский гость – все 55. Туристы, приезжающие повторно, тратят в Ярославле на 27% больше. Ну а нравятся, само собой, храмы и музеи, а также специально придуманные диковинки – от Фестиваля воздухоплавателей и «Воздушной фиесты» в Переславле-Залесском до Дня Водяного и Дня рождения Бабы Яги, получившей персональный музей в селе Кукобой. А вскоре и дворец царя Берендея добавится, и Золотую Рыбку в Пошехонском районе прописали.
Не менее удачно поступили и на Вологодчине, поселив в Великом Устюге Деда Мороза. На новогодние праздники туда двенадцать туристических поездов пускают – три с половиной сотни мест в каждом. Всего же гостей из ближнего и дальнего зарубежья под 100 тыс. ожидается. А Снегурочка в Костромской области живет – на родине написавшего про нее сказку Островского.

Там же, где своих героев пока не нашли, запускают другие проекты. В Екатеринбурге это «исторический» трамвай, а в Туле обустраивают целую «купеческую» улицу. Свое строительство в Санкт-Петербурге – по количеству новеньких малых гостиниц город на Неве явно лидирует. И окупаются семейные мини-отели довольно быстро. Активно работает в этом направлении и частный бизнес Черноморского побережья.

Не отстают и более дальние от центра края. Объем реализации туристических услуг в Амурской области составляет свыше 90 млн. рублей в год, при этом налоговые поступления от туристической отрасли – более
20 млн. Для Дальнего Востока это очень хороший результат. Вообще же по всему Дальнему Востоку туризм с 1998 года вырос в шесть раз.

За последние три года доходы от въездного туризма на территорию Магаданской области увеличились более чем втрое. Число иностранцев, едущих сюда поохотиться-порыбачить и на туры по горным рекам, выросло почти в семь раз. Там даже «ГУЛАГ-тур» придумали. А на Чукотке очень гордятся, что в год принимают уже не две-три сотни круизных туристов, а целую тысячу.

 

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

 

Но не во всех регионах картина столь оптимистичная. Зачастую у местной власти не то что до новых креативных идей руки не доходят – сайт с планом мероприятий области по три года не обновляется. Что и на общефедеральных показателях отражается.

Прибыль от туризма составляет в России примерно 1% ВВП. Для сравнения: в странах с развитой туриндустрией этот показатель превышает 10%. На Кипре, допустим, целую четверть бюджета покрывает. Очевидно, что наша огромная страна могла бы зарабатывать на туризме гораздо больше. Да и для регионального бизнеса великолепные перспективы открылись бы.

Что мешает въездному туризму развиваться бурными турецкими или кипрскими темпами?

Специалисты турбизнеса выделяют три главные причины: сложность и громоздкость визовой системы, отсутствие рекламы туристических возможностей страны на международном рынке и высокие цены на поездки в Россию. Чтобы выправить ситуацию, необходимо выработать государственную политику, сформировать гибкий визовый режим и организовать серьезную рекламную кампанию нашей страны за рубежом.

За последний год, отмечают в Ростуризме, имидж нашей страны в этом отношении значительно улучшился. Для дальнейшей пропаганды туристических возможностей России за рубежом в 2007 году из федерального бюджета выделено 137 млн. рублей. Не самая грандиозная сумма – к примеру, Франция или Польша тратят на рекламу по 60 млн. евро, однако все же на 6,5% больше, чем годом ранее.

Конечно, необходимы мощные финансовые вложения. По всем направлениям – от покупки современных автобусов и строительства гостиниц туристического класса до имиджевой рекламы. Сколько же нужно российскому туризму? Специалисты подсчитали: в бюджете нужно закладывать не менее 100 млн. долларов в год. Тот самый один-единственный процент ВВП – это лишь 24 млн. долларов годового дохода, а ведь объем нашего туристического рынка оценивается в 8 млрд. долларов.

Вкладывать в туризм стоит – мировая практика это подтверждает. По данным Всемирной туристской организации, через пять лет количество международных поездок удвоится, а доходы от них превысят в мире один триллион долларов. И если иностранцы ввозят в Россию до 4 млрд. «зеленых» в год, то россияне вывозят на чужие курорты раза в три больше. Обидно.

Во многих регионах это понимают и уже не относятся к туризму как к чему-то несерьезному и второстепенному.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру