Во все стороны света

Российский туристический бизнес растет как на дрожжах, подогреваемый улучшающимся благосостоянием граждан и их неослабевающим желанием отдыхать как можно чаще и дольше. Вот только вектор их стремления к перемене мест направлен прочь от родной страны. А если кто и захочет провести отпуск, наслаждаясь неповторимыми красотами своей земли, вряд ли ему удастся это сделать хотя бы с минимальным комфортом. Российский турист своим рублем развивает иноземные курорты, гостиницы, авиалинии, а иностранный в Россию не спешит.

В настоящее время туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную, химическую, продовольственную и другие отрасли промышленности. Среднегодовые темпы роста туризма превышают рост мировой экономики в целом. По предварительной оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2006 году оборот мировой индустрии туризма и путешествий (включая деловые поездки) составил примерно 6,5 трлн. долларов. По прогнозу совета, к 2016 году он вырастет до 12 трлн. долларов. Иностранцы, въезжающие в страну, являются серьезным подспорьем национальному экспорту. По оценкам ВСТП, расходы иностранцев в чужой стране в 2006 году составили в совокупности 1646,2 млрд. долларов, к 2016 году они вырастут до 3468,4 млрд. долларов.

Россия пока даже не приступила к разработке этого поистине золотоносного Клондайка.

По оценкам Всемирной туристической организации (ВТО), потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Вместе с тем пока въезд иностранцев именно с целью туризма едва превышает 2 млн. человек в год, на долю России приходится всего 1,2% от общемирового числа международных туристических прибытий. Доля нашей страны в мировых турпотоках не превышает 3%.

Иностранные государства, желающие привлечь туриста и дать ему возможность оставить на местном рынке как можно больше денег, тратят на рекламу самих себя за рубежом 34 млн. евро в год, и этот бюджет ежегодно увеличивается в среднем на 20%. Средства, выделенные на соответствующие цели Россией в 2005 году, составили около 3 млн. евро. Это меньше, чем выделяет на рекламу своих курортов Румыния.

Особенностью туризма является то, что он не может развиваться в отрыве от истории и культуры страны, ее экологии и безопасности, международных отношений, торговли и промышленности. Для того чтобы открыть туристическую фирму, в материальном плане нужно очень немногое: помещение, стол, стул, телефон, факс и компьютер.

Для того чтобы привлечь туриста в свою страну, нужно очень многое: построить гостиницы и рестораны, создать сеть дорог и иметь в наличии современные транспортные средства, наладить производство товаров народного потребления и сувенирной продукции, развить санаторно-курортные комплексы со всеми принятыми теперь услугами, включая спортивные сооружения, СПА. Все эти отрасли получают стимул для развития вследствие расширения туристических потоков в стране. Поэтому, подсчитывая экономический эффект от необходимости перемещаться по свету, специалисты всегда обращают внимание не только на показатели развития самой туриндустрии, но и на создаваемый ею мультипликативный эффект.

Министр экономического развития и торговли Герман Греф на заседании правительства РФ, посвященном развитию туризма в России, состоявшемся в начале текущего года, подтвердил, что мировой туристический рынок бурно развивается, однако Россия на этом «празднике жизни» пока лишняя.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, вклад индустрии туризма в мировой ВВП составил в 2006 году 3,6%, в экономику Евросоюза – 3,9% (с упомянутым выше мультипликативным эффектом соответственно 10,3 и 10,9%). В настоящее время число рабочих мест в мировом туризме превышает 192 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире.

Доля туризма в ВВП РФ в 2006 году, по данным Росстата, составила всего 1,5%. В Австрии этот показатель составляет 6,2% (с мультипликативным эффектом – 16,6%), во Франции – соответственно 4,4 и 11,4%, в Германии – 2,7 и 9,3%, в США – 3,9 и 10,5%. При этом выездной туризм набирает обороты, а вот въездной, наоборот, сужается. В 2004 году удельный вес экспорта туристических услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составил 2,6% (в 1995 году – 4,6%, в 2000-м – 3%).

Причин, почему иностранцы не горят желанием ехать в Россию, а россияне предпочитают уехать куда подальше, немало. Это и дороговизна, и неразвитость инфраструктуры, и нехватка информации. Недельный тур Москва–Санкт-Петербург за последние четыре года подорожал в 2–2,5 раза и сейчас обходится европейцу в 1300–1400 евро при размещении в двухместном номере. Аналогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500–700 евро. Недостаточны и маркетинговые усилия.

Компании, которые хотели бы развивать въездной туризм и обслуживать собственных граждан, сталкиваются с объективными трудностями. По мнению вице-президента ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» Эдуарда Гусейнова, в настоящее время ситуация на рынке внутреннего туризма значительно хуже, чем была в советские времена. Туры по России стали гораздо менее популярны, чем раньше. По оценке Гусейнова, объемы продаж в сегменте внутреннего туризма составляют лишь 15% от доперестроечного периода.

Главным сдерживающим фактором являются неоправданно высокие цены на транспорт. Раньше туристическая компания имела возможность на выгодных условиях арендовать у государства автобусы, в наличии имелись теплоходы и железнодорожные составы. Сегодня ничего этого нет. Да и цены на билеты постоянно растут. Если билет на Кавказ стоит 12 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью путевки в Египет, то нормальный человек предпочтет заграницу. По мнению Гусейнова, частично эта проблема могла бы быть решена введением отпускных льгот. К сожалению, этот проект пока находится в стадии обсуждения и вряд ли будет реализован в скором времени. А ведь программы такого плана давно приняты в Швейцарии, Италии, ряде других стран, значительную долю доходов которых (до 30%) составляют именно поступления от туристической отрасли.

«Несмотря на то что в Россию приезжает достаточно много иностранцев, в подавляющем большинстве случаев поездки эти носят чисто деловой характер и не имеют целью знакомство с культурным наследием страны, – продолжает Гусейнов. – Причина почти полного отсутствия интереса у западных туристов к России – все те же неоправданно высокие цены на путевки. Банальное расхождение цены и качества. Основной удар по кошельку – Москва, а кто же поедет в Россию и не посмотрит ее столицу? Выход из этой ситуации один – контроль государства. Причем контроль и тотальная поддержка. То есть не только отдельных «приближенных» компаний, но и всего рынка в целом и при любой ситуации на рынке».

Впрочем, нельзя говорить о том, что развитие туристической отрасли осталось совсем за рамками внимания государства. Принятые недавно решения, возможно, позволят в обозримой перспективе выправить положение.

 

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ЗОНА

 

На состоявшемся вскоре после новогодних праздников заседании правительства РФ было принято решение о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Из 28 предложенных вариантов Министерство экономического развития и торговли отобрало семь. Именно эти проекты и получат долгожданные финансовые вливания. Согласно постановлению правительства принято решение в первоочередном порядке развивать ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край, площадь – до 33 кв. км), ОЭЗ в Республике Алтай (площадь – до 16 кв. км), в Иркутской области (площадь – до 4 кв. км), в Краснодарском крае (площадь – до 20 кв. км), ОЭЗ «Байкал» (Бурятия, площадь – до 701 кв. км), «Куршская коса» (Калининградская область, площадь – до 67 кв. км), «Кавказские Минеральные Воды» (Ставропольский край, площадь – до 17 кв. км).

Особые экономические зоны предусматривается создавать за счет всех источников финансирования, общий объем которых до 2016 года составит порядка 325,2 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется выделить 44,5 млрд. руб., что составляет 13,6% общего объема инвестиций. Концепция развития туризма на этих территориях будет разработана до конца 2007 года.

Создание и последующее развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа, по замыслу, обеспечит: увеличение доли туристического сектора и смежных отраслей в ВВП России и за счет этого – диверсификацию экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение уровня занятости населения (к 2016 году планируется создать в семи ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях – около 155 тыс. рабочих мест); довести к 2016 году туристические потоки на территории ОЭЗ до 9,7 млн. прибытий.

 

ТУРИЗМ В ЗАКОНЕ

 

Не оставляет правительство своими заботами и регулирование туристического рынка. В январе 2007 года Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об основах туристической деятельности». Закон вызвал неоднозначную реакцию в самой туристической индустрии.

То, что эта сфера бизнеса нуждается в более четком регулировании, было понятно давно: у всех на слуху многочисленные случаи обмана туристов, когда найти виновных невозможно. По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, наши туристы зачастую отдают себя на откуп турфирмам, «за которыми часто нет ничего, кроме красивых названий».

Поправки в закон предусматривают финансовые гарантии для туроператоров двух категорий: международных туров – 10 млн. руб. и внутреннего туризма – 500 тыс. руб. (для компаний, работающих в обеих названных сферах, 10 млн. руб.). По мнению разработчиков закона, поправки позволят гарантировать выплату компенсаций туристам в случае нарушения договорных обязательств туроператором или турагентом, реструктурировать рынок туристических услуг и устранить недобросовестные компании. В случае непредвиденной ситуации эти гарантии будут использованы для возврата наших туристов на родину. Механизм финансового обеспечения вводится взамен обязательного лицензирования туроператорской деятельности, которое отменено с 1 января 2007 года.
По данным Ростуризма, на которые ссылается РИА «Новости», российская туриндустрия состоит в значительной степени из мелких компаний. По-настоящему крупных, надежных фирм в стране немногим более 300.

Закон вступит в силу с 1 июня 2007 года, но до 1 июня 2008 года будет переходный период. На это время финансовые гарантии для туроператоров, работающих в сфере международного туризма или в сферах международного и внутреннего туризма, должны составлять не менее 5 млн. руб., для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, – не менее 500 тыс. руб.

Характерно, что поправки, разработанные Ростуризмом, вызвали практически единодушное негативное отношение со стороны самих туристических фирм. По их мнению, установленные гарантии на руку лишь самым крупным компаниям, мелкие и средние фирмы лишатся своего бизнеса, что приведет к переделу рынка и в итоге к повышению цен на турпутевки. Председатель Гильдии предприятий индустрии туризма Евгений Шведов полагает, что международные туры подорожают не очень сильно. А вот введение финансовых гарантий для въездного и внутреннего туризма эксперта возмущают: «Вместо того чтобы его поддерживать, как это делается во всех развитых странах, наши власти его душат, – рассказал он. – Иностранные компании, которые посылают к нам туристов из-за рубежа, уже дают гарантии своим клиентам. Зачем вводить еще одни? У нас и так мало кто занимается этим видом туризма, потому что нет никакой инфраструктуры, нет гостиниц, к нам никто не едет. И если, например, какая-то крошечная компания делала экскурсии для школьников в соседнюю область, то теперь легально она это делать не сможет».    

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру