Налоговый фарс

Одни придумывают, как увеличить налоги, другие – как увернуться от них

15 мая 2007 в 15:30, просмотров: 548

В России вновь обсуждается проблема, как усовершенствовать налоговую систему. Источников для беспокойства два.

Первый – налог на добавленную стоимость (НДС). Значительную часть этого налога бюджету приходится отдавать в качестве возвратов налогоплательщикам, что предусмотрено в законе о налоге и самой его природой. Для того чтобы не было многократного налогообложения, НДС должен возвращаться плательщику в части, которая уже была оплачена им при покупке сырья, материалов, оборудования и так далее. Кроме того, он освобождается от уплаты налогов в случае, если отправляет продукцию на экспорт. Такова международная практика поощрения собственного экспорта.

А у нас все порой превращается в фарс. Люди находят способ сэкономить: возвращать НДС, не уплачивая сам налог. Или проводя хитроумные операции через фирмы-однодневки, якобы экспортирующие продукцию, хотя они ее за пределы России не вывозили. Множеству этих ухищрений предшествовало стремление налоговой службы в худшие времена, чем сейчас, возвращать НДС по мере возможности, потому что в бюджете не хватало денег.

Особенность экономики заключается в том, что она институциализирует повторяемые много раз явления. В данном случае этот процесс заключается в том, что одни придумывают, как увеличить налоги, а другие – как увернуться от них. В конце концов складывается какой-то равновесный порядок. Он может быть хорошим или плохим, в частности, с НДС сейчас – он плохой. Вот и решили, чтобы избавиться от перхоти, отрубить голову.

Второй источник для беспокойства – акция социальной справедливости. Уйти от введенной в 2002 году плоской шкалы подоходного налога и вернуться к прогрессивной, более «справедливой» шкале.

На мой взгляд, ни первый, ни второй случай реальным поводом к очередному изменению налоговой системы в стране не является.

С моей точки зрения и по мнению многих зарубежных экспертов, российская налоговая система на сегодняшний день – одна из лучших в мире. Я имею в виду не администрирование, а состав налогов, их соотношение и так далее.

Преимущество ее в том, что, применяя НДС, она обеспечивает высокую нейтральность налогообложения, а это одно из главных ее достоинств. Она обеспечивает сравнительно низкий по мировым масштабам и для таких стран, как Россия, уровень налогообложения. У нас он на уровне 33–35% ВВП. Это для такой страны, как Россия, близко к оптимуму: привычные для многих поколений граждан обязательства государства трудно отменить.

Не мешало бы его еще на три процентных пункта снизить, но для этого надо реально улучшать налоговое администрирование. Причем не за счет силовых приемов, как это зачастую делается, а за счет строгого соблюдения налогового законодательства, обеспечения равенства прав налогоплательщиков и налоговой службы.

Пока этого у нас нет.

Но каждый раз, как только верстается новый бюджет, уже копошатся люди, обсуждая, как бы переделать налоговую систему.

Теперь относительно предложений, которые вносятся. Давайте отменим НДС, раз он так плохо собирается, и введем налог с продаж, который нам обеспечит выпадающие доходы. Это трудно сделать. Налог с продаж во всем мире устанавливается в основном как местный налог. Его берут с розничного товарооборота. Он не нейтрален. Когда он берется по крупным группам товаров, то заметно деформирует спрос и предложение.

Кроме того, если вы вводите его вместо НДС, следует повысить другие налоги. То, что предлагают по этому вопросу в администрации президента и некоторые другие инициаторы, в том числе и бизнесмены, похоже, взято из американской практики, где НДС нет.   

 





Партнеры