Несчастный Виталий Калоев, потерявший близких в катастрофе над Боденским озером и за это убивший авиадиспетчера, который угробил самолет, получил 8 лет тюрьмы. Сотрудникам же компании-виновницы трагедии за гибель 71 человека “светит” максимум по 15 месяцев. Да и то условно. Так в Швейцарии начался судебный процесс над работниками “Скайгайда”.
Второго июня исполнится пять лет с того дня, как из-за ошибки авиадиспетчера в небе над Германией столкнулись грузовой “Боинг” и пассажирский Ту-154, в результате чего погиб 71 человек, в том числе 49 детей, летевших из Башкирии в Испанию на каникулы.
И вот на скамье подсудимых оказались восемь сотрудников диспетчерской компании, обвиняемых в убийстве вследствие халатности. Имена обвиняемых не разглашаются, но известно, что перед судом в Бюлахе близ Цюриха предстанут три руководящих работника “Скайгайда”, три рядовых сотрудника и два технических специалиста. Покойный Питер Нильсен не был единственным виновником трагедии над Боденским озером. Как выяснилось, в момент трагедии выяснилось, у диспетчеров оказались неработающими как основной, так и вспомогательный телефоны, а программное обеспечение радара, обеспечивающее вывод на экран полетных координат, находилось в режиме ограниченного пользования. В роковой момент единственный помощник Нильсена отсутствовал на месте – он отошел выпить кофе.
«МК» связался с официальным представителем Skyguide Патриком ХЕРРОМ чтобы выяснить подробности разбирательства.
- Суд продлится 2 недели, поэтому какие-либо выводы можно будет сделать только спустя определённое время, — сказал он. — Пока идёт обычное слушание: прокурор предъявляет обвинения, задаются вопросы.
— Прокурор потребовал для обвиняемых от 6 до 15 месяцев условного наказания. Вы считаете, это адекватная мера по отношению к людям, по вине которых погиб 71 человек?
— Мы не вправе обсуждать или давать оценку тем решениям, которые принимаются в суде, поскольку суд не должен зависеть от каких-либо сил извне, а должен выстраивать свою позицию на основе собственного решения, основанного на существующих фактах. Мы не хотим, чтобы возникало психологическое давление на суд со стороны общественности и СМИ.
— Почему вы так тщательно скрываете имена и должности обвиняемых сотрудников Skyguide?
— Это обычная практика в таких случаях. Люди, которых обвиняют, должны быть защищены от лишних нападок со стороны общественности, ведь их вина ещё не признана.
— Семеро из восьми обвиняемых – до сих пор работают в Skyguide. Они продолжат работу, если их вину признают?
— Это мы будем решать только после того, как будет вынесен вердикт.
— Почему суд начался только спустя 5 лет после случившегося?
— Таково решение суда. Мы не имеем к этому никакого отношения…
Свое мнение относительно громкого процесса по довольно драматическому делу в интервью «МК» высказал и эксперт по безопасности полетов Валентин НИКОЛАЕВ:
"Этот процесс показывает отношение либерального запада к России. Диспетчер Питер Нильсен сделал подряд три ошибки. Немцы, во время расследования (а поскольку катастрофа произошла над территорией Германии, расследование проводила эта страна) все время пытались замять их.
Во-первых, Нильсен дал грузовому “Боингу” уже занятый российским эшелон, причем нашему самолету «Ту» этот же эшелон чуть ранее дал тоже он.
Во-вторых, когда диспетчер заметил ситуацию, он скомандовал нашему самолету снизиться, при том, что у наших летчиков работал прибор предупреждения столкновения, который заметил “Боинг” и давал команду набрать высоту. Наши выполнили команду диспетчера.
В-третьих, Нильсен сказал, нашему экипажу, что “Боинг” находится справа под 30 градусов, а он был слева.
Эти три ошибки Нильсена – роковые. По хорошему, сидеть на скамье подсудимых должен бы тогдашний глава “Скайгайда”, который сократил часть диспетчеров, ведь Нильсен сидел в момент катастрофы вообще один, причем руководил самолетами и на большой высоте, и самолетами, заходившими на посадку. У нас такого даже в деревне не бывает."