Выбор власти

15 мая 2007 в 14:30, просмотров: 286

12 мая в Армении состоятся выборы в Национальное Собрание республики. 131 место в парламенте на очередной четырехлетний срок займут 90 депутатов, избранных по партийным спискам, и 41 депутат, победивший в одномандатных округах. В выборах участвуют 24 партии и один политический блок. Чтобы пройти в парламент, партиям необходимо набрать более 5% голосов избирателей, блоку – 7%.
В округах на каждый мандат претендуют в среднем по три кандидата. Здесь для победы достаточно завоевать относительное большинство голосов. По оценкам экспертов, основная борьба за большинство в Национальном Собрании развернется между провластными политическими силами – Республиканской партией Армении (РПА) и партией «Процветающая Армения» (ПА).

Хотя одним из основных взятых на себя Арменией обязательств при вступлении в Совет Европы было проведение честных и справедливых выборов, все предыдущие выборы в Армении не соответствовали демократическим требованиям. Сегодня в республике все, как заклинание, произносят одну фразу: «Выборы должны пройти свободно и справедливо». По мнению многих, для этого есть достаточно предпосылок. Это и улучшенное избирательное законодательство, и соответствующая техническая база. Это и содействие плюс повышенная требовательность международных, в том числе и донорских, структур: США и Евросоюз явно дали понять, что дальнейшие финансовые программы будут зависеть от качества выборов. Более того, по оценкам ряда политологов, если Армения не сумеет обеспечить проведение справедливых выборов, это также может негативно отразиться на ее позициях в вопросе нагорно-карабахского конфликта.

К этому следует добавить политическую волю, поскольку именно свободные выборы как никогда нужны Республиканской партии Армении (РПА) в контексте президентских выборов 2008 года. К этому необходимо добавить и такой фактор, как разобщенность оппозиции. Как справедливо заметила одна из оппозиционных газет, «доблестная армянская оппозиция сделала все от нее зависящее, чтобы партии власти честно победили на честных выборах».
 

ВЛАСТЬ

 

Республиканскую партию Армении возглавляет новоиспеченный премьер-министр Серж Саркисян. Парламентская фракция РПА – самая крупная в Национальном Собрании, она представлена 44 депутатами. В правительстве эта партия представлена кроме премьера шестью министрами. Кроме того, 40% руководителей органов местного самоуправления являются членами РПА.

Партия «Процветающая Армения» была создана три года назад Гагиком Царукяном – депутатом парламента, главой Национального Олимпийского комитета Армении, президентом концерна Multy Group. В рейтинге самых богатых людей Армении, по армянской версии журнала Forbes, Царукян занимает первое место. Эксперты считают, что партия ПА – искусственно созданная властями сила, основная цель которой – отобрать у оппозиции часть протестного электората. В отличие от РПА, делающей ставку на административный ресурс, у их главного конкурента «Процветающей Армении» основной конек – массовый и явный популизм в предвыборных обещаниях. Так, в последнее время заметно увеличилось число благотворительных мероприятий, организованных Царукяном. Трудно сказать, каким будет соотношение РПА и ПА в новом парламенте, поскольку в данном случае административные и финансовые ресурсы РПА противопоставляются политическому лоббингу, оказываемому «Процветающей Армении» со стороны администрации президента Армении.

РПА – главный фаворит на предстоящих выборах. Она претендует как минимум на треть голосов армянского электората. Впрочем, уход из жизни и с политической сцены такого политического «тяжеловеса», как бывший премьер-министр и председатель Республиканской партии Андраник Маркарян, накануне парламентских выборов может ослабить позиции правящей партии и стать испытанием для республиканцев, так как огромное влияние покойного лидера на рядовых членов РПА компенсировать или восполнить в короткое время будет весьма сложно.
Судя по всему, понимая реальность подобной перспективы, уже на следующий день после кончины Маркаряна, 25 марта, в Республиканской партии произошла срочная реорганизация. Обязанности ее председателя были возложены на главу Совета партии, в то время министра обороны Сержа Саркисяна. А уже 4 апреля указом президента Армении Роберта Кочаряна Саркисян был освобожден с поста главы оборонного ведомства и назначен премьер-министром. Таким образом, Серж Саркисян будет не только временно исполнять обязанности премьера до окончания парламентских выборов 12 мая, но и, что более чем очевидно, останется на этом посту и после них. Это означает, что республиканцы будут доминировать в предвыборный период, по-прежнему имея в своем активе огромный административный ресурс и, что не менее важно, сильного политика, претендующего на звание главного претендента на высший государственный пост Армении на президентских выборах в феврале 2008 года. Ведь срок полномочий действующего президента Кочаряна истекает как раз в 2008 году, а согласно Конституции Армении он не имеет права баллотироваться в третий раз.

Местные наблюдатели считают, что такая влиятельная фигура, какой является Серж Саркисян, вполне способна удержать контроль над партией и не дать ей провалить парламентскую кампанию.

Подтверждением хороших перспектив Республиканской партии могут служить и проведенные 25 марта выборы мэра города Армавира (армянский вариант «праймериз»), где главными кандидатами были представители РПА и «Процветающей Армении». Несмотря на огромные траты во время выборов, кандидат от ПА потерпел поражение. Конечно, здесь свою роль сыграла безвременная смерть Маркаряна: избиратели в знак уважения к его памяти решили поддержать кандидата от его партии. Однако, по мнению некоторых наблюдателей, очевидно и то, что в последний момент власти Армении, видимо, определились, на какую из этих двух политических сил опираться как на парламентских, так и на президентских выборах.

Среди других провластных партий пятипроцентную планку, несомненно, преодолеет также партия «Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн» (АРФД) – одна из старейших армянских партий, основанная в 1890 году. АРФД входит в состав правящей коалиции и имеет 4 портфеля в кабинете министров. У этой партии свой стабильный электорат, который при любом раскладе останется верен ей.

Возможности таких пропрезидентских сил, как партия «Дашинк», созданная бывшим героем войны за независимость Нагорного Карабаха Самвелом Бабаяном (который в 2000 году по обвинению в покушении на президента Нагорного Карабаха был приговорен к 14 годам лишения свободы, но в сентябре 2004 года был освобожден после 4,5 лет тюремного заключения), Объединенная трудовая партия, возглавляемая депутатом-олигархом Гургеном Арсеняном, и Народная партия (лидер – владелец телеканала АЛМ Тигран Карапетян), в нынешних условиях иллюзорны. С учетом опыта парламентских выборов 2003 года, когда явно «проходные» партии, которым якобы были обещаны мандаты, остались «за бортом» законодательного органа страны, армянские эксперты не исключают возможности повторения подобного сценария и в ходе выборов 2007 года.

 

ОППОЗИЦИЯ

 

Никогда еще за последние 10 лет оппозиция в Армении не находилась в столь разобщенном состоянии: практически все оппозиционные партии участвуют в выборах самостоятельно. Даже идея создания совместного координационного совета по контролю над прозрачностью выборов не смогла объединить оппозицию. Радикалы заняты смачным оплевыванием друг друга, а потому им не до консолидации усилий во имя свободных и справедливых выборов.

Канонада на оппозиционном фронте практически не стихает. Споры идут вокруг того, кто является настоящей оппозицией, а кто – «пятой колонной» в стане оппозиции.

Оппозиция про оппозицию говорит либо откровенно плохо, либо плохо, но намеками: этот продался президенту, тот – премьер-министру, третий носится по Европе, ищет себе покровителей, четвертый работает на иностранные спецслужбы, пятого припугнули.

Правившая во время первого президента независимой Армении Левона Тер-Петросяна партия «Армянское общенациональное движение» (АОД) причисляет к реальной оппозиции в первую очередь себя, затем партию «Республика» во главе с бывшим премьер-министром Арамом Саркисяном (младшим братом премьера Вазгена Саркисяна, расстрелянного террористами 27 октября 1999 года) и блок «Импичмент», возглавляемый молодым, но амбициозным редактором газеты «Айкакан жаманак» Николом Пашиняном, а к разряду псевдооппозиции – партию «Национальное единение». У самого АОД практически нет шансов на то, чтобы стать парламентской партией.
По мнению комментаторов, настоящая борьба за голоса протестного электората развернется между партиями «Оринац еркир», «Национальное единение» и Народной партией Армении.

Партию «Оринац еркир» (ОЕ) возглавляет бывший спикер Национального Собрания Артур Багдасарян, известный своими прозападными взглядами. После предыдущих парламентских выборов 2003 года ОЕ составила правящую коалицию с Республиканской партией Армении и партией «Дашнакцутюн». Однако в мае 2006 года ОЕ вышла из коалиции, обусловив этот шаг противоречиями в вопросах внутренней, внешней политики и углубления демократии. Толчком к нему послужило интервью Артура Багдасаряна, данное немецкой газете Frankfurter Allgemеine Zeitung, где он, в частности, заявил о необходимости вступления Армении в НАТО и другие европейские структуры. «Будущее Армении не в союзе Россия–Белоруссия, а в НАТО и ЕС, и Россия не должна стоять на нашем пути в Европу», – сказал он журналисту. Президент Армении Роберт Кочарян вынужден был официально дистанцироваться от высказываний спикера парламента, заявив, что они не отражают курс администрации, и потребовать от политика объяснений. Багдасарян, похоже, только этого и ждал и сразу же подал в отставку.
Партия «Национальное единение» (НЕ) на парламентских выборах 2003 года набрала 8,91% голосов и получила девять депутатских мандатов. А ее лидер Арташес Гегамян в том же году баллотировался в президенты, получил по итогам первого тура 17,7% голосов избирателей и занял третье место.

Председатель Народной партии Армении – Степан Демирчян, сын погибшего 27 октября 1999 года в результате теракта спикера парламента Карена Демирчяна. Степан в свое время руководил заводом, а после теракта в парламенте возглавил основанную отцом НПА и неожиданно для самого себя оказался вовлеченным в активную политику. По мнению политологов, одно необычайное внешнее сходство Степана Демирчяна с отцом, обладавшим сильной политической харизмой, принесло ему 32,5% голосов и второе место на президентских выборах 2003 года. Однако на нынешних выборах этот фактор вряд ли сработает.

Возможности остальных оппозиционных сил, таких как партия «Наследие», созданная экс-министром иностранных дел Раффи Ованнисяном, партия «Демократический путь» (лидер – депутат Манук Гаспарян) и Коммунистическая партия, на прохождение в новый парламент достаточно невелики.

Тем временем головной боли властям может добавить и ухудшение политической ситуации в Армении, о вероятности которого в Ереване заговорили после покушения на члена совета Республиканской партии и мэра Гюмри, второго по величине города Армении, Вардана Гукасяна. Вечером 2 апреля его кортеж был обстрелян по дороге из столицы в областной центр, в результате чего погибли три человека, еще шестеро, в том числе сам мэр, получили ранения. В РПА не исключают, что попытка убийства Гукасяна – шаг, направленный против РПА. По словам вице-спикера Национального Собрания, одного из лидеров «Дашнакцутюн» Ваана Ованнисяна, в любом случае предвыборную ситуацию это, безусловно, обострит, даже если в основе покушения, приведшего к человеческим жертвам, лежат криминальные причины.

 

ОДНОМАНДАТНИКИ

 

По мажоритарной системе выборов на 41 депутатское кресло баллотируются 134 кандидата. Причем в семи одномандатных округах выдвинут лишь один человек, почти как в добрые советские времена, когда все шли выбирать одного кандидата. И это понятно, так как выборы в мажоритарных округах Армении превращены в масштабный процесс подкупа избирателей либо раздачи им благотворительной помощи. Здесь практически отсутствует политическая борьба, а идет лишь трата огромных денег и ресурсов чиновниками разных рангов, местными криминальными авторитетами либо олигархами. В таких условиях многие известные политики, общественные деятели и эксперты отказались от участия в выборах по мажоритарной системе, так как они не имеют финансовых средств и административных рычагов и не в состоянии тягаться с олигархами и высокопоставленными чиновниками.

Оппозиция же, отказавшись от проекта выдвижения единых кандидатов в одномандатных округах на уровне партийных лидеров, практически самоустранилась от мажоритарной борьбы.

 

ТЕХНОЛОГИИ

 

С приближением выборов максимально актуализировалась и тема дачи взяток избирателям. Так, газета «Иравунк» оценила стоимость мандата будущего депутата. По ее мнению, независимо от того, провластной или оппозиционной является партия или избираемая личность, деньги приходится платить всем. «Другой вопрос, что расходы оппозиции идут на агитацию, а власти больше тратят в виде взяток – будь то в виде картофельной рассады или наличными. По разным подсчетам, в 2007 году партии на каждого избирателя потратят от 0,2 до 30 долларов. Таким образом, каждая партия в ходе предвыборной кампании потратит в среднем от 300 тысяч до 30 миллионов долларов», – утверждает «Иравунк».

Данные последних социологических опросов свидетельствуют, что активность электората на парламентских выборах составит около 60%. Руководитель центра «Социометр» социолог Агарон Адибекян утверждает, что 30% от общего числа избирателей уже твердо определились, за кого им голосовать, и 30% — колеблются. По его данным, РПА получит в новом парламенте 30 мандатов по мажоритарной системе и еще 30 мест по партспискам, обеспечив себе в итоге 60 мандатов. «Рейтинг партии «Процветающая Армения» снизился, однако она продолжает оставаться в «тяжелой весовой категории», – считает Адибекян. Среди имеющих наибольшие шансы «средневесов» он называет «Национальное единение», «Дашнакцутюн» и «Оринац еркир». Представителями же «наилегчайшего веса», имеющими минимальные шансы на преодоление 5%-ного барьера, социолог считает Объединенную трудовую партию, «Дашинк», Народную партию и Народную партию Армении.

 

ДОСЬЕ

Задолго до начала предвыборной кампании (а она началась 8 апреля) представители международных организаций, первым делом Совет Европы и ОБСЕ, выступили с серьезными заявлениями о необходимости проведения в Армении честных и демократических выборов. Представители ЕС пошли дальше и связали проведение демократических выборов с дальнейшей помощью Армении и реализацией с ней программы европейской «политики соседства». Высокопоставленные чиновники Госдепартамента США предупредили, что в случае фальсификации парламентских выборов в Армении они пересмотрят планы помощи стране в рамках программы «Вызовы тысячелетия». В соответствии с этой программой Армения планирует в течение 2006–2011 годов получить от корпорации $235,65 миллиона на развитие сельских инфраструктур – в частности, на восстановление дорог общинного значения и оросительную систему.

Очевидно, что в случае возникновения проблем в ходе выборов у властей Армении могут действительно возникнуть серьезные проблемы – как в контексте снижения авторитета страны в мире, что автоматически приведет к ослаблению позиции армянской стороны в переговорном процессе по карабахской проблеме, так и в аспекте получения конкретной финансовой и технической помощи от ЕС и США.

Примечательной чертой нынешней предвыборной кампании является то, что внешнеполитические симпатии армянских политиков практически не играют никакой роли. Более того, армянские политики избегают прямолинейного обнародования приоритетов внешней политики. Местные политологи объясняют это следствием результатов опросов населения, в соответствии с которыми граждане Армении равнодушно относятся к проблемам внешней политики.

«Общество занято прежде всего внутренними проблемами. Кроме того, армянские политики осознают, что провозглашение внешнеполитического курса создаст серьезные проблемы для руководимых ими партий, которые будут исходить или от США, или от России», – говорит руководитель Научно-исследовательского центра по кавказоведению и проблемам Ближнего Востока Розалия Габриэлян.   

 



Партнеры