«Российский туристический рынок перенасыщен в разы»

Честной и ответственной компании сложно работать, когда рядом постоянно создаются «пирамиды».
Закон «Об изменениях в ФЗ «Об основах туристской деятельности», подписанный президентом 5 февраля 2007 года, направлен прежде всего на повышение ответственности туристических компаний. О новом качестве рынка руководитель Федерального агентства по туризму РФ Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ рассказывает Виктории Чеботаревой.

«ДЛ»: Владимир Игоревич, вы неоднократно высказывались в прессе (кстати, многие разделяют это мнение) о том, что российский туристический рынок – это «безответственный базар». Можно ли теперь с уверенностью говорить, что новый закон, который вступит в силу 1 июня 2007 года, введет рынок в цивилизованные рамки?
Владимир Стржалковский: Безответственность туристических компаний – одна из наиболее ярко проявившихся в последние годы проблем. Компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зачастую внесенным в основной фонд компьютерами и мебелью, без денег на счету, безусловно, не в состоянии удовлетворить своих клиентов и качественно выполнить их пожелания. Люди, недовольные своим путешествием, даже выиграв суд, в подавляющем большинстве случаев не могут вернуть свои деньги, так как компании, продавшие им услуги, нередко оказываются банкротами.
Такая ситуация возникла довольно давно, и так же давно ведутся разговоры о том, что же сделать, чтобы бизнес отвечал либо за свою непрофессиональную работу, либо за намеренное мошенничество.
Во многих странах мира эта проблема разрешилась практически одинаково: на законодательном уровне введена финансовая ответственность участников рынка. Такая практика уже существует на Украине и в Прибалтике. В различных странах своя специфика, но, как правило, везде за основу принимается либо банковская гарантия, либо страховая, где-то – прямые депозиты. В любом случае туристы защищены.
Поэтому предложенные нами меры финансовой ответственности перед потребителями туристических услуг также приняты в виде закона. Думаю, нет необходимости подробно рассказывать о нем. Подчеркиваю, ничего нового мы не изобретали, взяли за основу мировой опыт. Везде такая практика неплохо работает, и я не вижу причин, чтобы закон не повлиял позитивно на наш рынок. Конечно, шероховатости неизбежны. Если чего-то не увидели в теории, практика покажет, что следует изменить, доработать.
Вообще в любой сфере, а тем более на рынке услуг, должны работать ответственные компании. В этом заинтересованы и участники рынка, и, естественно, потребители.
«ДЛ»: Какие меры будут приняты к компаниям, которые рискнут работать, не будучи включены в единый федеральный реестр туроператоров?
В.С.: Их будут преследовать как по Административному, так и по Уголовному кодексу. Я не думаю, что нарушения будут носить массовый характер. Народ, как мне кажется, уже неплохо информирован о том, что поездки должен организовывать только тот туроператор, у которого есть на это должные основания.
Список таких участников рынка будет размещен в открытом доступе, на сайте Ростуризма, и туристы всегда смогут посмотреть, внесен ли их туроператор в федеральный реестр. Мы также проинформировали все иностранные консульства. Ни одно иностранное консульство не примет документы на оформление виз у фирмы, которой нет в реестре. Эти компании также не смогут забронировать для своих туристов авиабилеты. Случаи мошенничества – когда неизвестно, кто перед Новым годом открывает фирму, собирает деньги и скрывается, – должны уйти в небытие.
Конечно, законы, где сказано, что воровать нельзя, существуют, и это не говорит о том, что воровать перестали. В данном случае определена норма, в которой сказано, что можно делать на российском туристическом рынке, а чего нельзя. Попытаться работать нелегально, в «глубокой тени», как прогнозируют представители общественных организаций, лоббирующие интересы именно таких компаний, я думаю, будет фактически невозможно.
«ДЛ»: Введение института финансовых гарантий не ляжет дополнительным бременем на ведение туристического бизнеса?
В.С.: Вряд ли финансовые гарантии обременительны. На первый год – 5 млн. рублей для работающих в международном туризме (с 2008 года – 10 млн. рублей), на внутреннем рынке – 500 тыс. рублей, что, я считаю, и вовсе не повод для разговора. Это минимальная сумма банковской гарантии либо страховки. При этом данные суммы – это не депозиты, они являются лишь величинами, определяющими размер покрытия убытка туристов. Сами же гарантии предоставляются за банковский процент или страховую премию максимум в размере 2–5% от суммы гарантии.
Любой реальный туроператор постоянно использует механизм банковской гарантии. Он нужен для того, чтобы гарантировать в отелях оплату вперед, оплату транспортных средств. Эта форма естественна и не станет чем-то новым в их деятельности.
Даже если туроператору за услугу банка придется платить, я считаю, очень высокий процент – 5%, получается 250 тыс. рублей в год. О каких непосильных средствах можно говорить? Туроператорский бизнес по определению не может быть малым, речь ведь идет о серьезной ответственности. Только стабильная компания может уверенно нести такую ответственность, а паника по поводу того, что финансовые гарантии – это повод вытеснить мелких операторов с рынка, надуманна.
«ДЛ»: Тем не менее в СМИ и в частных беседах представители туристических компаний высказывают некоторые опасения о том, что им будет тяжело работать.
В.С.: Нормально работающие компании, стремящиеся к цивилизованному ведению бизнеса и не боящиеся нести ответственность за качество своих услуг, это только приветствуют. Боятся только те фирмы, которые работают полностью вчерную, и некоторые общественники, защищающие интересы таких компаний.
«ДЛ»: Известна ли доля таких компаний на нашем рынке?
В.С.: Сейчас, когда российский туристический бизнес не может похвастаться своей прозрачностью, можно только догадываться. Мы такую статистику, естественно, не ведем.
«ДЛ»: А количество печальных историй?
В.С.: Очень большое. Потому и возникла необходимость повышения ответственности в турбизнесе.
«ДЛ»: Многие считают, что со временем отпадет необходимость пользоваться услугами туристических компаний и все можно будет сделать самим через Интернет.
В.С.: Возможно, за этим будущее. Но, во-первых, пока у нас страна имеет визовый характер, эта перспектива не является близкой. Во-вторых, я не сомневаюсь, что грамотный, опытный туроператор сделает тур намного лучше, чем сам человек. Профессионалы более осведомлены, как правило, они продают услуги пакетом: отель, перелет, – что в целом оказывается гораздо дешевле, чем резервирование гостиницы и покупка билетов в частном порядке.
«ДЛ»: Можно ли считать российский рынок туруслуг насыщенным?
В.С.: Он перенасыщен в разы.
«ДЛ»: В таком случае новый закон спровоцирует еще большие поглощения?
В.С.: Пока это случается редко, случаи единичные. О каких поглощениях вы говорите? Многие фирмы из себя ничего не представляют. Зачем их покупать? Что покупать? Арендованное помещение? Лейбл? Персонал? До слияний и поглощений как до тенденции наш рынок еще не дорос. Хотя закон – фактор, подталкивающий к дальнейшему укрупнению рынка.
«ДЛ»: И все-таки высказываются опасения, что лидеры рынка смогут монополизировать наиболее востребованные направления, что повлечет повышение цен.
В.С.:  Монополии ни на одном рынке, ни в одной стране не существует. Это просто нереально и не соответствует самой природе туристического, туроператорского бизнеса. Если отправлять туристов по какому-то направлению выгодно, туда сразу устремятся другие участники. Можно, конечно, беспрепятственно монополизировать полеты на Северный полюс…
«ДЛ»: В прессе начинают проскакивать публикации о том, что некоторые компании уже сейчас стремятся к построению вертикально интегрированных холдингов со своими сетями отелей, сервисными службами и даже собственными авиакомпаниями. Возможно ли возникновение компаний-гигантов на российском туристическом рынке?
В.С.: Все зависит от стратегии компании, это же непростое дело – строить такой большой холдинг. На это способно очень ограниченное число бизнесменов. Хотя у некоторых компаний уже есть свои гостиницы в странах Европы и в России. Известны также случаи приобретения самолетов для создания собственных авиакомпаний.
«ДЛ»: В каких странах у наших туроператоров уже есть отели?
В.С.:  Я вынужден буду перечислить самые популярные для туристов государства Европы, плюс Египет, Турция и так далее. Компания сама выбирает места своих инвестиций, оценивает свой кадровый потенциал.
«ДЛ»: Если сравнивать западные туристические компании с российскими крупными участниками рынка, есть ли разница?
В.С.: 15 лет (а кому-то и 17) оказались вполне достаточным сроком, чтобы подтянуться под международные стандарты, хотя рынок у нас формировался стихийно. И конкуренция, которая зачастую носит недобросовестный характер, не позволяет успешно развиваться многим компаниям. Сложно работать, когда рядом постоянно создаются «пирамиды». Поэтому новый закон и подталкивает к тому, чтобы турфирмы работали ответственно. Да, у нас ни одна компания не входит в двадцатку крупнейших в мире. Но говорить о том, что они совсем маленькие, я бы не стал. Тройка-пятерка наших туроператоров вполне может войти в сотню лидеров мирового туристического рынка.   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру