Кто сразится за лавры “Кинотавра”?

“Дорогу женщинам” и “Пришло время жестокости” — вот два девиза нашего кино

16 мая 2007 в 00:00, просмотров: 581

  “Русское кино всех достало. Что в кинотеатрах, что по телевизору. Одно и то же, одни и те же. Кроме “Острова”, из нового и посмотреть-то не на что…” — вот мнение народа, услышанное мною от водителя машины, на которой я ехала на пресс-конференцию “Кинотавра”. “Мы посмотрели 104 фильма и отобрали в конкурс 14. В российской киноиндустрии много разговоров о деньгах и мало нестыдного кино”, — сказала программный директор “Кинотавра” Ситора Алиева на этой пресс-конференции, посвященной самому серьезному отечественному кинофестивалю, который пройдет в этом году уже в 18-й раз в начале июня, как обычно, в Сочи.
     Что, неужели так все плохо на самом деле?

     
     Осмелюсь возразить. Год как год. А когда у нас на экранах шли одни шедевры? Все, чем сейчас восхищается самая широкая публика, пересматривая на DVD и называя “вот было старое советское кино”, накапливалось в том самом кино годами и десятилетиями. Что останется от 2007 года? Вопрос пока открытый. Конечно, не тот винегрет из “любови-моркови”, которым нас кормят с экранов кинотеатров. Но какой же стол без салатиков? Пусть будут. Время горячего придет — с 3 по 11 июня на “Кинотавре” нам покажут лучшее из лучшего, и тогда вопрос о том, что останется, можно обсуждать серьезно. Причем по-настоящему остается, как правило, всегда то, что нравится и критикам, и зрителям. Но уже сейчас, глядя на программу “Кинотавра”, можно сказать точно: “Груз 200” Алексея Балабанова — тот фильм. Это мощное высказывание про 1984 год — самое правдивое кино про наше время. Снятое честно, наотмашь, но без истерики и по делу — так, что спорить о нем до хрипоты будут и в водительских курилках, и на заседаниях Гильдии кинокритиков и киноведов. История из жизни провинции, где живут обычный мент-маньяк, кокетливая и одновременно наивная дочка партработника и куда возвращаются солдатики в алюминиевых гробах и происходит много всего другого, будничного — изнасилования, убийства, пьянки от заката до рассвета и до одури. Если вы смотрите криминальную хронику и по сторонам — с тех пор ничего не изменилось. Хотя дело, конечно, не в криминале. Просто Алексей Балабанов, в отличие от всех мальчиков-режиссеров, которые “зажарили” уже наши экраны, чувствует время — живет не в отрыве от народа.
     Еще можно посмотреть на программу нынешнего “Кинотавра” по-другому: с точки зрения статистики, по которой окажется, что из 14 фильмов семь снято женщинами-режиссерами. Причем кружево сплела только одна из них — Анна Меликян фильмом “Русалка”, историей девочки-подростка, снятой в темпе “Амели”. У остальных — без девичьих погремушек. От мэтров — Киры Муратовой (“Два в одном”) до дебютантов — Марина Любакова (“Жестокость”). Кстати, обе картины — с Ренатой Литвиновой в главной роли. Еще один штрих нашего времени — умная, талантливая, жесткая актриса, сценарист и режиссер оказывается нынче самой востребованной. Кстати, судить ее будет партнер по прошлогоднему фильму того же Балабанова “Мне не больно” Александр Яценко — как член жюри. Уже интрига.
     Еще одна барышня-героиня “Кинотавра-2007” — Валерия Гай-Германика, “киндерсюрприз”, как ее называет Ситора Алиева, участвует со своими фильмами аж в трех программах, включая главный конкурс. Причем последний съемочный день ее полнометражного дебюта — “Дня рождения инфанты” состоялся как раз накануне пресс-конференции. Но 40 минут смонтированного опять-таки очень жесткого материала покорили отборочную комиссию и еще не готовую ленту включили в программу. Прошлогодний дебют Гай-Германики в коротком метре — “Девочки” — жизнь подружек-подростков в режиме онлайн и без прикрас: парни, тоска, алкогольные коктейли в жестяных банках, мат, сигареты, какая школа? Валерия — девочка с норовом и от своей темы не отступается.
     Да, неласковым будет кино под шум волн на берегу Черного моря этим летом. Не женским. Но оно и есть портрет нашего времени, которое, кстати, всегда особо чувствуют как раз гении и женщины.



    Партнеры