Мы еще увидим небо в алмазах

Антона Павловича Чехова решили заковать в железо и закатать в бетон

     Мелихово Чехов купил не выбирая. Однако в подмосковной деревне — а была весна — ему сразу понравилось: “В природе происходит нечто изумительное, трогательное... ужасно хочется, чтобы на том свете был рай”.
     Пожалуй, Антон Павлович не ошибся. Рай нам уготован не на земле. На ближайших к Мелихову полях бывшего совхоза имени Чехова некая организация ООО “НПК-Чехов” решила строить склады. Деревни Крюково и Новоселки, здешний уникальный природный комплекс, памятник русского зодчества — церковь XVII века, — исторически существовавшие “под опекой” великого русского писателя, превращаются в придаток к промзоне.
     Несмотря на то что общественные слушания еще не прошли, несмотря на то что у организации, как сообщили нам в управлении строительства и земельных отношений чеховской администрации, нет разрешения на строительство, несмотря на массовый протест сельских жителей, вопреки закону у деревни Новоселки вырубается лес, вовсю разворачивается промышленная стройка.
     
     Вот какие обращения одновременно пришли в редакцию нашей газеты.

     “Мы, жители деревни Новоселки Чеховского района, возмущены планами строительства на поле, расположенном за деревней и соединяющем деревню с рекой и лесом, производственного комплекса и выражаем категорический протест.
     Испокон веков наши предки беспрепятственно ходили в близлежащий лес, деревня строилась с учетом уникального по красоте ландшафта: старинные реки Люторка и Лопасня, уникальная церковь XVII века, которая была построена великими мастерами прошлого таким образом, что за много километров при подъезде к деревне она видна со всех сторон, — это признанный памятник великой русской культуры. Недаром в эту красивейшую местность удачно вписались места массовых дачных застроек, детские лагеря, в том числе международные, спортивная база детского олимпийского резерва.
     
     Мы с удивлением и болью следили за тем, как гигантские корпуса логистик-центра, огромные склады поглощают поле за полем наших окрестностей, железные корпуса все ближе и ближе подбираются к нашей деревне и церкви.
     Через нашу деревню теперь днем и ночью снуют гигантские фуры, в домах, которые стоят от дороги в 2—5 метрах, дрожат стекла, стены и фундаменты дали трещины, дома подвержены ежечасному разрушению от шума и вибрации. И это несмотря на то, что жители были категорически против проезда фур по деревне, и им было обещано, что для логистик-центра будет построена объездная дорога. А воз и ныне там.
     А если производственные корпуса будут построены прямо за деревней на поле, то жители станут заложниками уже двух дорог, которые окольцуют деревню.
     Надо ли говорить, как пострадает экология нашего красивейшего природного комплекса, как пострадаем все мы, жители Новоселок.
     Но если новым владельцам земель бывшего совхоза имени Чехова наплевать на местных жителей, то как можно пережить тот факт, что наша деревня является неотъемлемой частью музейного комплекса усадьбы Мелихово, которая расположена в 4 километрах от Новоселок, по нашей новоселковской дороге Антон Павлович Чехов ездил в город Лопасню (нынче носящий имя Чехова), в близлежащие деревни, где он вел врачебную практику. В деревне Крюково, возле которой сегодня вырос целый складской город, Антон Павлович обосновал лекарский пункт, построил баню, которые существуют и по сей день.
     В нашей деревне Новоселки Чеховым построена церковно-приходская школа, которая в советское время была открытым музеем и в которую каждый день приезжали экскурсии со всех концов страны и из-за рубежа. Сегодня школа закрыта, у государства нет денег, чтобы содержать музей в должном состоянии, и он медленно и верно разрушается под грохот колес, как и вся деревня. А ведь многие дедушки и бабушки нынешних жителей деревни учились в этой школе, в деревне ходят об этом легенды, есть жители, чьи предки работали у Антона Павловича в усадьбе, прислуживали ему. А теперь, если планам новых русских Лопахиных суждено сбыться, окна школы, выходящие в поле и на лес, равно как и сам великий русский писатель (на территории школы установлен его бюст), будут смотреть на железные гигантские складские корпуса “Логистика”.
     Все здесь — природа, пейзаж, живописная новоселковская дорога, по которой Антон Павлович ездил почти каждый день в город, — проникнуто его удивительным талантом, здесь он находил источник вдохновения, здесь жили многочисленные герои его бессмертных произведений, с которыми он разговаривал, которых он лечил, которых он уважал и любил. И сама деревня Новоселки, и эта дорога в Лопасню, и эта удивительная природа, река Лопасня, уникальный ландшафт неоднократно присутствуют в описаниях Чехова, они узнаваемы, они прямо названы в его великих произведениях.
     2010 год Владимир Владимирович Путин провозгласил годом великого Чехова, это событие будет отмечать весь мир, которому и в голову не может прийти то, что чеховские места пошли под застройку, как какая-нибудь африканская колония, гигантскими складами. Мир будет в шоке от такого решения. Как и мы, простые деревенские жители, находимся в шоке от того, что может произойти непоправимое.
     Ведь никому не приходит в голову застраивать производственными корпусами Ясную Поляну, Поленово, Архангельское и т.п. Все это — достояние народное, и оно должно таким и остаться нашим детям, внукам и правнукам.
     Нам, жителям Новоселок, непонятно — каким образом плодороднейшие угодья совхоза имени Чехова в одночасье оказались в руках частных лиц, почему сотни гектаров пахотных земель были проданы без всяких объявлений и конкурсов, каким образом эти уникальные земли были переведены из сельскохозяйственных угодий в промышленные и были ли они переведены вообще. Мы знаем, что такое подвластно только Правительству РФ.
     Мы требуем провести прокурорскую проверку законности такой продажи и промышленного строительства на бывших пахотных землях совхоза имени Чехова.
     Мы обращаемся к городской и районной власти и надеемся, что она поддержит наши требования.
     Мы обращаемся к министерству культуры Московской области с просьбой поддержать наши чаяния и вмешаться в ситуацию.
     Мы обращаемся к нашему губернатору Борису Всеволодовичу Громову, который, как мы знаем, радеет за историческую целостность области, ее культуру, ее русские традиции.
     Мы обращаемся ко всем, кому дорого наше прошлое, настоящее и будущее, кому дороги демократические принципы существования нашего государства, в котором уважают мнение народа.
     Татьяна Смирнова (семья 8 чел., прож. в деревне с 1969 г.), Виктор Чумаков (прописан в деревне с 1960 г.), Нина Чупова (семья 6 чел., прописана с 1947 г.), Александра Павлова (семья 4 чел., прописана с 1921 г.), Виктор Рогов (семья 4 чел., прож. с 1958 г.), Юрий Лифановский (семья 5 чел.), Аллямова Л.И. (семья 5 чел.), Любовь Сырцева, Татьяна Сырцева, Валерий Школьников (семья 7 чел.), Олиф Сафин, Олег Гросу, Владимир Коротчук (прописан), Зоя Молчанова (семья 6 чел.), Александр Павловский (прописан), Алексей Павловский (семья 6 чел., прож. с 1985 г.), Валентина Виноградова (прож. с 1956 г., семья 3 чел.) ...всего 132 подписи жителей из 88 домов, не считая многочисленных членов их семей”.
     “Край наш всегда был земледельческим. Уважали люди землю, тех, кто на ней трудится. Почитали веру. Не случайно в 1627 году жители окрестных сел поставили на реке Люторице церковь в честь Егория. А ведь Георгий в переводе с греческого — земледелец. Место для храма выбрали почетное, на холме, так, чтобы он был виден со всех сторон.
     В 1756 году прихожане на месте деревянной отстроили каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, но с приделом великомученика Георгия. В эпоху воинствующего атеизма, в 30-е годы прошлого столетия храм хотели было закрыть, сделать из него клуб. Но прихожане выступили против, не допустили святотатства. Председатель местного колхоза Евгения Михайловна Подшивалова (ныне здравствующая — ей 97 лет) сорвала замки, навешенные уполномоченным по делам религии. И церковь продолжала действовать — наверное, единственная на всю округу.
     Но, кажется, вновь пришло непростое время. Не может не вызывать тревогу то, что окрестные плодородные земли проданы. И проданы не под возведение коттеджей, садоводческих товариществ, что было бы понятно и оправданно, а под… промышленную застройку. Под угрозой оказался уникальный исторический ансамбль. И храм, и церковноприходская школа в селе Новоселки, построенная Антоном Павловичем Чеховым, и святой источник возле леса. Церковь вот-вот скроется за стенами очередного завода. И не попасть теперь без опаски к святому источнику, попробуй перейди дорогу! Особенно зимой, когда она леденеет, когда буксуют на подъемах, перегораживая все свободное пространство, фуры.
     Говорят, что к складам и заводам хотят построить объездную трассу. Но как бы не стало еще хуже, если пустят ее без предварительного общественного обсуждения — по окраине села Новоселки, около святого источника, закрыв доступ местных жителей к лесу.
     Очень хочется верить, что возобладает здравый смысл, что земледелец, а не заводчик и фабрикант, останется хозяином полей, что люди не будут задыхаться в чаду выхлопных газов, сохраняя свое естественное право на жизнь.
     
     Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Александр. Село Новоселки, Чеховский район”.
     
     ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ:
     Старый пастух:
     “Пригляделся я, брат, за свой век и так теперь понимаю, что всякая растения на убыль пошла. Рожь ли взять, овощ ли, цветник ли какой, все к одному клонится.
     — Зато народ умней стал, — заметил приказчик.
     — Умней-то умней, это верно, паря, да что с того толку? На кой прах людям ум перед погибелью-то? Пропадать и без всякого ума можно”.
      А.П.Чехов. Рассказ “Свирель”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру