Корреспондент “МК” сыграл на музейном экспонате

В Политехническом музее только что открылась новая экспозиция, посвященная старинной технике с программным управлением

18 мая 2007 в 14:24, просмотров: 448

Самое сильное впечатление из всех демонстрируемых здесь ретро-аппаратов производит так называемый пиано-репродуктор, помогающий воспроизводить «вживую» музыкальные произведения любой сложности.

Репортеру «МК» предоставилась уникальная возможность сесть за пульт необычного аппарата и ощутить себя чуть ли не Святославом Рихтером.

На таком инструменте «исполнитель» не играет, а «накачивает» музыку.

— Пиано-репродукторы появились в начале ХХ века и пользовались популярностью в плоть до 1930-х годов, — рассказывает куратор выставки Валентин Лебедев. — Здесь используется перфолента с несколькими десятками дорожек, на которой записана не просто последовательность звуков, а музыка, исполняемая конкретным пианистом, — в комбинации отверстий, пробитых в бумаге, закодированы индивидуальные «шрихи» исполнения каждой музыкальной фразы: сила нажатия на клавишу, скорость нажатия… Такое автоматическое устройство управляет обычными молоточками пианино, ударяющими по струнам, только вместо клавиш работает пневматика: человек, сидящий за пультом, должен с помощью ножного привода постоянно откачивать воздух из специальных резервуаров. В свое время для пиано-репродукторов тиражировались на перфолентах даже авторские записи многих выдающихся музыкантов — Рахманинова, Гершвина, Пендерецкого…

Демонстрируемый экземпляр — «гибридный». В свое время в музей обратился человек, который предложил взять у него частично сохранившийся музыкальный автомат.

— «Но только, говорит, без корпуса. Потому что этот деревянный ящик я приспособил, чтобы картошку дома хранить!» Мы взяли эту «голую» механику и потом придумали, как дать ей голос: вместо струнного блока от пианино поставили линейку из современных оптико-электрических датчиков, которые «видят» отверстия в перфоленте и подают соответствующие сигналы на компьютер, синтезирующий звуки фортепиано.

В новой экспозиции представлены и другие автоматические музыкальные «прибамбасы», которые радовали слух наших пра- и прапрадедушек. Вот инкрустированный разными сортами дерева ящик шарманки, выпущенной в Одессе в 1908 году. Вот изготовленный швейцарскими умельцами «поющий» дамский несессер для рукоделия — сверху уложены одетые в перламутр изящные ножницы, наперсток, игольница, а под ними спрятан музыкальный механизм. При вращении валика штырьки по очреди задевают нужные пластинки, и звучит нежная мелодия.

Такой же принцип записи музыки в виде определенного набора штырьков на вращающемся валу использовали в позапрошлом веке в музыкальных ящиках, которые производили многичсленные фирмы в Германии, Франции, Италии…

Придумали наши изобретательные предки и другой тип музыкальных машин. Вместо валиков там использовались (как писали в старых прейскурантах) «металлические ноты» — диски с выштампованными выступами-язычками.

Валентин Лебедев подошел к стоящему у стены большому, украшенному резьбой ящику, похожему отчасти на настенные часы. Только вместо циферблата под стеклом дверцы виден тонкий металлический диск, испещренный дырочками. Несколько поворотов заводной рукоятки, — и мы слушаем очередной миниконцерт. Громко, мелодично, но хард-рок такая штука, конечно, не осилит.

Среди подобных «проигрывателей» были и настольные — для использования в домашних уловиях, и огромные — со шкаф величиной, для музицирования в салонах и трактирах. Для рестораторов даже выпускали музыкальные ящики, снабженные монетоприемниками со специальными пусковыми механизмами, — опустил посетитель пятачок в прорезь, машина — щелк! — и заиграла.

— А вот автоматы совсем иного типа — так называемые занимательные. Была, например, мода на механических поющих птичек в клетках. Хитроумные мастера-часовщики, занимавшиеся их изготовлением, умудрялись делать их «почти живыми».

Спрятанная под прозрачным футляром конструкция изготовленная в Париже в конце XIX века, называется «Дерево с птичками, часами и родником». После поворота заводного ключа начался настоящий кукольный спектакль: колибри (к слову сказать, они сделаны в настоящем оперении!) стали перепархивать с ветки на ветку, самец кормил самочку, сидящую в гнезде, а из родника лилась струйка воды. Правда при более внимательном рассмотрении она оказалась всего лишь вращающейся стеклянной спиратльной трубочкой, но эффект впечатляющий!

Рядом — позолоченная клетка с более нарядной и крупной птичкой-роботом. После пуска она очень натурально зашевелилась на жердочке и стала щебетать, раскрывая и закрывая в такт клювик.

— В цоколе клетки спрятан не только движущий механизм, но и музыкальный. Французский умелец сделал пневмостстему с обычной свистулькой, через которую подается воздух от миниатюрных мехов. Тон звучания меняется за счет перемещения поршенька, тоже управляемого автоматически… Интересно, что те старые мастера записывали звук, слушая пение настоящих птиц. Его перекладывали затем на ноты и подбирали подходящее звучание свистелок. Между прочим, эта птичка — легендарная. Именно с нее началась наша коллекция автоматов. Эта чудо-игрушка принадлежала знаменитой балерине Матильде Кшесинской, и ее привезли в Политехнический из Ленинграда в середине 1920-х: работавшая тогда в северной столице комиссия по распределению реквизированного дворцового имущества выделила этот музыкально-развлекательный автомат Политехническому музею.

 



Партнеры