В Москве введут психологическую экспертизу для кукол

Чему могут научить ребенка человек-паук, робот-киборг или пластмассовые наручники?

 Если на соответствие санитарным нормам игрушки у нас проверяют, то экспертизы влияния игрушек на развитие ребенка в России нет. Психологи уже бьют тревогу: многие из них уродуют психику детей. Поэтому они предложили депутатам Мосгордумы ввести в столице психолого-педагогическую экспертизу игрушек.

— Современные куклы все дальше уходят об образа человека, — говорит Елена Смирнова из Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). — Вместо пупсов малышам предлагают черепашек-ниндзя, покемонов, монстров…

Чем страшнее игрушка, тем больше на нее спрос, считают продавцы. Покупаемость стала главным критерием. Еще один тревожный симптом — игрушки стали чересчур натуралистичными: они писают, какают, рожают. В продаже представлены как сексуально-порочные куколки, так и уродцы с прыщами, обвислыми животами и мешками под глазами. Дети копируют кукол и перенимают их характер — вот в чем весь ужас. Ужасают детских психологов и куклы-манекены, с которых можно снять голову и нанести ей макияж. Да что там — продаются даже части тела: руки для маникюра, куски туловища для тату…

— В манипуляциях с головой, отчлененной от тела, есть что-то античеловеческое, — говорят они. — А то, что куклы теперь могут выражать эмоции, убивает активность ребенка и блокирует его фантазию (особенно если кукла руководит действиями хозяина).

Большинство игрушек, продающихся в Москве, вредно для психического здоровья. Почему же родители их покупают? Чаще всего потому, что о вреде не догадываются. Например, какой взрослый подумает, что повозка-слоненок-телефон в одном лице дезориентирует малыша? Родителям приходится выбирать игрушки по внешнему виду и аннотации, где сказано, что товар предназначен для детей старше 3 лет. Таким “клеймом” снабжают все — и погремушки для малышей, и логические головоломки для младшеклассников.

Тем временем игрушка была и остается основным инструментом развития ребенка от 0 до 7 лет. И, по мнению специалистов, ее нужно обязательно исследовать с точки зрения влияния на развитие. Они настаивают на введении в Москве пока добровольной психолого-педагогической экспертизы для игрушек (в т.ч. компьютерных игр). А для тех из них, что поступает в детсады, — обязательной экспертизы. Которая должна установить, для какого возраста какая игрушка.

Например, малышам 1—3 лет нужны конструкторы, лото, кубики, паззлы, а детям 3—6 лет — мишки, собаки, наборы докторов и пр. Специалисты считают, что игрушка должна давать детям простор для творчества, а не командовать ими, как тамагочи. Прививать бережное отношение к живому, а не провоцировать жестокость. Соответствующие всем требованиям игрушки предлагается метить знаком качества “Детские психологи рекомендуют”.

Депутаты с психологами даже не спорили — полностью согласились. Хотя и посетовали, что такая экспертиза может стать цензурой для многокрасочного мира игрушек. Но спорные вопросы решили снять уже в рабочем порядке.

 

СПРАВКА “МК”:

“Емкость” рынка игрушек в России — $400—450 млн. в год. Т.е. каждому нашему малышу ежегодно полагается игрушек на $20 (в Великобритании — на $280, во Франции — на $255, в США — на $242).

 

КСТАТИ:

Детские игрушки в Россию поставляют более чем из 30 стран. 86% объема рынка в импорте принадлежит Китаю. Доля российской игрушки — 10—12%. Недавно на “круглом столе” в Госдуме предложили включить производство игрушек в перечень приоритетных социально-значимых отраслей.

 

А КАК У НИХ?

 

В Германии уже 55 лет работает общественный институт со штатом социологов, психологов, педагогов, врачей, которые проводят оценку всех игрушек, поступающих в продажу.

Во Франции есть закон о безопасности игрушек.

В Испании распространяют брошюру, как правильно выбирать игрушки и как защитить детей от некачественной продукции.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру