Скандал вокруг находки века

Испания и Америка делят морские сокровища на полмиллиарда долларов

  В многочисленных приключенческих романах поиски кладов приводят к успеху, однако в жизни такие случаи редки. Но иногда это случается: американские кладоискатели объявили о том, что нашли сокровища на полмиллиарда долларов. Но на сенсационный клад уже предъявила претензии Испания, и дележ денег грозит вылиться в скандал.
     
     Находка поражает: пятьсот тысяч серебряных монет весом более 17 тонн, сотни золотых монет, другие артефакты. Возможно, это самый большой клад монет из когда-либо поднятых с морского дна. Если ошибки в подсчете цены находок нет, то позади остался рекорд, установленный в 1985 году, когда был поднят груз ценою $400 млн. с корабля “Нуэстра Сеньора де Аточа”. Все найденное, как уверяет компания Odyssey Marine Exlporation (Тампа, Флорида), ведшая розыски, легальным образом переправлено в пластиковых контейнерах в США и размещено в “надежном и скрытом месте”.
     Проект по поиску этих сокровищ назывался “Черный лебедь”, что сразу вызывает в памяти одноименный “пиратский” роман Рафаэля Сабатини, а при подъеме клада были использованы дистанционно управляемые роботы ZEUS, способные работать на глубине до 2500 метров. Проводившая поиски компания держит место находки в секрете. В фирме сообщают лишь, что сокровища найдены “где-то в Атлантическом океане” и подняты с учетом законов о подъеме затонувших судов, а также в соответствии с Морской конвенцией, причем сделано это было вне чьих-либо территориальных вод или зоны юрисдикции какого-либо государства. Судно также не называется.
     В прессе между тем высказывается предположение, что это было английское торговое судно Merchant Royal, затонувшее 23 сентября 1641 года близ побережья Корнуэлла. Это было одно из самых “дорогих” кораблекрушений не только того времени, но и вообще в истории. На борту судна находилось по меньшей мере 100 тысяч фунтов золота (по нынешним деньгам оценивающиеся в 20 миллионов долларов), 400 слитков мексиканского серебра, а также полмиллиона монет. Если догадка насчет Merchant Royal подтвердится, у Великобритании и Испании может появиться повод заявить о своих претензиях на находки: у первой — из-за происхождения судна, у второй — поскольку сокровища эти были захвачены англичанами у испанцев.
     Деятельность Odyssey Marine Exploration не раз подвергалась критике и обвинениям в “грабительстве” затонувших кораблей под видом археологических изысканий. Именно подобные обвинения стали одной из причин проволочек, возникших в ходе работ по подъему грузов с британского корабля HMS Sussex, затонувшего во время шторма в 1694-м неподалеку от Гибралтара. Тогда обвинения фирмы с британской стороны в разграблении сокровищ помешали начать операцию по подъему. Вдобавок вмешались испанцы, заподозрившие, что речь идет об испанском галеоне, и давшие разрешение лишь на исследовательские работы, но никак не на подъем сокровищ.
     И на сей раз, когда проект “Черный лебедь” увенчался успехом, в числе первых на находку кладоискателей откликнулся минкульт Испании — дал наводку испанской гражданской гвардии расследовать обстоятельства дела.
     
     А ЧТО У НАС?
     — Любые ценности, которые пролежали в наших территориальных водах больше 100 лет, по российским законам считают культурным наследием. И заниматься их поисками можно только с разрешения Института археологии РАН в научных и культурных целях, — говорит Сергей Фазлуллин, вице-президент Конфедерации подводной деятельности России. — За последние несколько лет нашими учеными были найдены остатки деревянных старинных кораблей — в озере Ильмень под Новгородом, в реке Волхов и на Ладоге. По северо-западу России даже существует каталог некогда затопленных объектов. Например, Финский залив, где шли активные военные действия, буквально напичкан судами. Когда их поднимали на поверхность, всегда находили какие-то ценности.
     
     Крупнейшие подводные клады
     • 1985 г. — с испанского галеона Nuestra Senora de Atocha, затонувшего у Флориды в 1622 г., поднято монет и прочего добра на сумму $400 млн.
     • 2003 г. — компания Odyssey Marine Exploration подняла с места крушения судна SS Republic, затонувшего у американского побережья в 1865 году, ценностей на сумму более $75 млн.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру