"Речник" сдаваться не собирается

Корреспонденты “МК” провели утро в осажденном поселке

Известное выражение “Мир — хижинам, война — дворцам” в современных столичных реалиях неактуально. Война объявляется и хижинам, и дворцам, если те, как считают власти, построены незаконно. Еще не отгремела “война” в Бутове, а уже началась другая — в садовых товариществах “Речник” и “Огородник”, вольготно раскинувшихся на берегу Москвы-реки в районе Крылатского. Коммуникации там уже перерезаны, в поселках нет света и воды. “МК” высадил корреспондентский десант в одном из “осажденных” поселков.

— Видите эти блоки? Для нас привезли. Дорогу в поселок перекрывать будут, — член правления “Речника” Людмила Гайдук показывает на две массивные бетонные плиты, лежащие на обочине единственной ведущей в поселок асфальтовой дороги. Неподалеку в кустах валяются куски водопроводных труб. Несколькими днями раньше “Речник” отрезали от Мосводоканала. Провода на столбах еще не оборваны, но свет в поселке тоже отключен.

— В любой момент мы ожидаем бульдозеров, которые приедут сносить наши дома, — говорят жители поселка. — Мужчины дежурят по ночам, а днем женщины — те, кто в огородах возится, — посматривают, не едет ли тяжелая техника. И мобильники у нас всегда наготове. К нам уже бутовцы приезжали делиться опытом. “Если начнут ломать один дом, — советуют они, — бегите все к нему и вместе отбивайте”. И от нас группа в Бутово ездила.

Правда, положение дел в “Речнике” отличается от бутовского, причем не в лучшую сторону. Если там город предлагал компенсацию за снос частных домовладений, то здесь речь идет о незаконной застройке. За которую никаких компенсаций в принципе не положено. Государственные земли в “Речнике” с 1956 года находятся в “бессрочном бесплатном пользовании” садоводов. Против этого вроде бы никто не возражает. Но правительство Москвы и федеральные власти в лице замглавы Росприроднадзора г-на Митволя считают, что дачникам было в свое время разрешено строить на выделенных шести сотках только “дощатые сооружения”. А никак не капитальные дома в два этажа, которых в “Речнике”, как, впрочем, и “дощатых сооружений”, в избытке. Более того, Юрий Лужков заявил, что, если будут представлены официальные документы на строения, “Речников” оставят в покое.

— Все официальные бумаги, которые у нас есть, Москва не признает, — говорит управляющий поселком Алексей Шелковый. — По закону о садоводстве мы имеем право строить, по Градостроительному кодексу мы имеем право строить, и нигде нет ни строчки, что эти строения не могут быть капитальными.

Кроме того, члены правления товарищества говорят, что даже роскошные коттеджи в поселке — деревянные. Стало быть, буква закона формально вроде как не нарушена. А строительство единственного виденного нами дома из шлакоблоков на всякий случай распоряжением руководителя правления приостановлено.

Кто прав, а кто нет, выяснить трудно. Серьезные юридические баталии еще не начались. Пока на поселок воздействуют коммунальными методами. А жители проявляют смекалку в создавшейся обстановке.

Нет света? Во многих домах уже работают автономные электрогенераторы. Некоторые были приобретены прямо на этой неделе. Нет воды? Для полива огородов река под боком. Соседи, вырывшие в свое время колодцы, помогают “бесколодезным” соседям (в поселке висят объявления типа: “Приходите на наш участок, у нас там хорошая питьевая вода”). Кроме того, люди заказывают цистерны с водой.

А кто-то попросту терпит. Особенно это касается старожилов поселка, чьи дома иначе, как “дощатыми строениями”, не назовешь. Среди таких много ветеранов войны и труда — по спискам их в поселке насчитывается 117 человек. Кто-то, отказавшись от привычного уклада жизни, возвращается в московские квартиры. А есть люди, которым и возвращаться некуда. По словам Людмилы Гайдук, около 50 членов товарищества продали свои квартиры, чтобы отстроить здесь дома.

Ну а в целом, несмотря на вполне благостный вид — жару, зелень, майскую негу, состояние у жителей поселка нервное. Успокаивая себя, они хватаются за любую соломинку. Кивают, например, на возводимый рядом вантовый мост — мол, строители, когда его красили, всегда жителей ближайших домов предупреждали, чтобы дома пленкой накрыли. Из этого, по мнению “Речников”, следует, что городские власти проявляют к ним некоторую заботу.

Вспоминают старожилы и 1970-е годы, когда к поселку якобы уже подогнали бульдозеры, но в последний момент решение о сносе было отменено.

— А так — мы на суды надеемся, — говорит г-жа Гайдук. — Бессрочное пользование еще ведь никто не отменял. В московских судах мы правду вряд ли найдем. Но, в конце концов, если понадобится, дойдем и до Страсбурга.

“Снести они все равно ничего не смогут. От домов только головешки оставим. Они же все застрахованы” — так звучит наиболее экстремистская позиция. Корреспонденты “МК” попытались поспорить — мол, в страховых компаниях тоже не дураки сидят. На что получили такой отлуп: “У нас тут и директора страховых компаний есть. Научат, как все правильно сделать”.

Пожаров в “Речнике” пока, к счастью, нет. А вот новые дома (разумеется, деревянные) здесь и сейчас, несмотря ни на какие угрозы, строят. Рабочие, правда, завидев людей с фотокамерой, быстренько попрятались. Достаточно споро и согласованно. Сказывается конспиративный опыт: в последнее время сюда зачастила и милиция. По словам “речников”, приезжает она сюда с проверками по 20 раз на день.

Но это, считают в товариществе, пока что прелюдия. Главные “сражения” впереди.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру