Россия и Европа переругались из-за картин

“МК” раскрыл политические секреты выставки на Крымском Валу

  В музейной жизни Москвы произошло событие №1. Эксперты сошлись во мнении: такой грандиозной выставки в Третьяковке не было никогда. А сам директор галереи сообщил, что в ближайшие полвека и не будет.
     Но посетители, уже который день штурмующие филиал Третьяковки на Крымском Валу, даже не догадываются, что за экспозицией “Европа—Россия—Европа” стоит... нет, не искусство. А самая настоящая политика, скандалы и интриги. Все подробности удалось выяснить “МК”.

     
     — Выставку “Европа—Россия—Европа” нельзя рассматривать как историю искусства. Здесь больше политики. И географии — такое неожиданное заявление сделала главный хранитель Третьяковской галереи и куратор выставки Екатерина Селезнева.
     Как же так? Ведь в залах филиала Третьяковки представили свои шедевры 48 крупнейших национальных музеев Европы, а всего экспозиция насчитывает около ста полотен. При чем же здесь политика? А дело в следующем.
     Два года назад представитель Евросоюза обратился в Третьяковку с вопросом: сможете ли вы подготовить проект к юбилею Евросоюза? “Конечно”, — ответили наши музейщики. И придумали основную концепцию — обратиться с просьбой к каждой стране, входящей в Евросоюз (всего их 27), представить по три шедевра, отражающих периоды становления каждой из национальных школ. А именно. Одно произведение средневекового или классического искусства до середины XIX века. Второе — эпохи модернизма (вторая половина XIX — первая половина XX в.). И третье произведение современного актуального искусства — от 1950-х до наших дней.
     
     СПРАВКА "МК"
     В последнее время отношения России и ЕС характеризуют как очень плохие. Хавьер Солана назвал наши отношения “наихудшими за последний период”. Еврокомиссар по торговле Мандельсон заявил, что недоверие между Россией и ЕС достигло “невиданного после “холодной войны” уровня”.
     
     В результате представители каждой страны рассматривали предложение со стороны российских музейщиков буквально под микроскопом. Сложные политические отношения между Россией и ЕС отразились на подготовке к выставке, приуроченной к юбилею ЕС.

Скандальные истории выставки

     История первая. Такого музейщики не ожидали: поставила под сомнение свое участие в выставке Бельгия. Хотя именно из столицы королевства Брюсселя, где расположена штаб-квартира ЕС, и прозвучало предложение организовать сам проект. Причина? Первая: в музеях Бельгии уже давно позабыли об опыте работы с Россией, потому как нам королевство сто лет в обед не выдавало свои шедевры. И вторая: “проколы” в законодательстве РФ. Бельгийская сторона потребовала, чтобы в тот момент, когда полотна будут выносить из самолета, присутствовал представитель королевства. И это не прихоть заграничных музейщиков. Все знают — самый большой ущерб картины получают при транспортировке. Но по нашим же законам такое присутствие категорически запрещено.
     — Представители таможни и без того пошли нам навстречу, — рассказывает куратор выставки Екатерина Селезнева. — Например, растаможивание картин происходило не в здании аэровокзала, как это положено, а в залах Третьяковской галереи.
     История вторая. На первых этапах подготовки с Эстонией проблем не было. Но в первых числах мая, когда конфликт между нашими странами накалился до предела, представители Эстонии заявили, что вместо трех произведений пришлют одно, современное. Видео Яана Тоомика “Отец и сын” продолжительностью 3 минуты.
     Причина отказа в том, что “сюжеты других картин в данной ситуации могли быть прочитаны двояко, что не совсем политкорректно”.
     Какие же полотна не привезли эстонцы?
     Во-первых, картину Йохана Келера “Геракл, выводящий Цербера из врат преисподней” (1855). Ее автор был активным деятелем эстонского национального движения. А полотно повествует об одном из 12 подвигов Геракла. Древнегреческий герой должен был вывести трехглавого пса из врат подземного царства мертвых без помощи оружия.
     Другая картина — “Жертвоприношение” (1935) Кристиана Рауда. Это полотно о вдовах, спасших людей во время великой засухи: от их плача над жертвенным камнем из-под него начал бить родник.
     История третья. Известно, что одна из стран — членов Евросоюза, как только получила запрос из России, тут же ответила категорическим отказом. Третьяковка лишь немного приоткрывает завесу тайны: то было государство, ранее входившее в соцлагерь. Его представителей спугнула страсть россиян к национализации, и они попросту испугались. Но в процессе длительных переговоров самых дипломатичных представителей галереи конфликт уладили миром.
     История четвертая. С несколькими странами произошли не то чтобы скандалы, но очень большие неожиданности. В этот список попала Франция. Когда Россия попросила выдать знаменитого Декарта, нам отказали. А взамен предложили натюрморт самого Анри Матисса. Что удовлетворило даже самые высокие запросы.
     Италия вышла из ступора в последнюю минуту. Российский зритель мог не увидеть шедевры из-за того, что стюардессы Allitalia вдруг объявили забастовку. Галеристам экстренно пришлось вступить в переговоры с посольством. Результат — полотна развесили за считанные минуты до официального открытия.
     Литва тоже показала нам от ворот поворот, когда мы попросили картины знаменитого художника Микаэлюса Чюрлениса. Галерейщикам заявили: вообще-то он не литовский художник, а советский. И Третьяковке дали Добужинского.

О героизме кричали, о любви промолчали

     В список больших неожиданностей попали даже темы предоставленных полотен. Если структурировать предоставленные шедевры, то понятно, что лидирует среди них тема героизма и образ родины. Каждая страна буквально “прокричала” о них. И почти все промолчали о любви. “Амуру” отдали дань только две страны ЕС — маленькая Ирландия и темпераментная Италия.
     Вот наиболее уникальные полотна, попавшие на Крымский Вал. Италию представляет Тициан Вечеллио — “Венера, завязывающая глаза Амуру” (1565). Уникальный почерк зрелого мастера — нанесение краски плотными мазками, цвет с вибрирующим эффектом. Другая картина с Апеннин — “Избиение младенцев” (1630—1640) кисти Пьетра Теста — отражает редкое сочетание нескольких компонентов римской культуры. С одной стороны, гармония яркой живописи, а с другой — плотные темные мазки.
     Ирландия “ссудила” России “Амура и Психею” Хью Дугласа Хамильтона (1792—1793). Германия — портрет “Кайзер Фердинанд” (1550—1555) кисти Иоганна Боксберга Старшего. Испанцы привезли свое “все” — Пабло Пикассо. А именно — “Памятник испанцам, павшим за Францию” (1945—1947). В этом произведении есть основной мотив художника — натюрморт, а внизу человеческие черепа. Но поскольку главный сюжет — окончание войны, то здесь эксперты находят нереальную находку — стремление Пикассо идентифицировать страдания жертв войны со страстями Христовыми.
     Французы “оторвали от сердца” “Натюрморт с зеленым буфетом” Анри Матисса (1928). Вот что писал о нем современник художника Жак Генн: “Это одно из самых завершенных полотен Матисса — произведение, которое публика могла бы поставить в один ряд с Сезанном...”
     — Каждая страна уверена, что выдала нам шедевры, — комментирует состав экспозиции куратор выставки Екатерина Селезнева. — А если кому-то представленные художники покажутся неизвестными или малоинтересными, то это проблема уже нашего образования и воспитания. Имейте в виду: на Западе нашего Сурикова считают художником местного значения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру