Ксения Полтева: «Этот мир не был виртуальным»

Пик популярности бардовской песни, очевидно, прошел. Многое из того, что создано в 1960-70-е годы покоряет своей искренностью и глубиной. И, казалось бы, ничего нового уже не создать.

25 мая 2007 в 18:16, просмотров: 456

Но это не совсем так - новое поколение бардов, к которому относится и гостья MK.Ru, полно энергии и творческих озарений.

MK.Ru: Почему новое поколение бардов обращается к "хорошо забытому старому" наследию мастеров авторской песни? Это дань уважения или следование моде, когда современные исполнители перепевают на новый лад классику жанра? 

Ксения Полтева: Эти песни – живые. И чувство, которое возникает, когда их слышишь – восхищение. Восхищение не технической стороной, тем, насколько мастерски они написаны, а возникающим чувством понимания и узнавания. Не хотелось бы обижать мастеров советской эстрадной песни. Но вслушайтесь, например, в такие слова: «Вы, точки-тире телеграфные, ищите на стройках меня. Сегодня не личное – главное, а сводки рабочего дня». Вот Вы понимаете, о чём это? Лично я – не вполне. «С водки рабочего дня»? И спеть я это не могла бы. Потому что не согласна с этими словами. Именно личное – как раз главное. И тогда и сейчас. И старые песни, исполняемые «новым поколением» - живые именно потому, что в них главное – личное. Так что это можно было бы назвать «старыми песнями о главном», не будь это торговой маркой эстрады.

MK.Ru: Что существенным видится новому поколению бардовских исполнителей в эпохе, личностях, песенном творчестве мастеров жанра? 

Ксения Полтева: Когда поёшь эти песни, ощущаешь, что ты не одинок глобально, во временах. Потому что и тогда, когда тебя не было, на свете жили люди, чувствовавшие так же, как и ты. И сумевшие передать это в своих песнях. Во внутренней жизни, в мире мыслей, чувств, творчества – нет старых и молодых, шестидесятников и «нулевиков». Все мы едины. Звучание этих «старых» вечно-молодых песен – свидетельство этого единства. 

И ещё одно следует сказать. Авторская песня 60-х стала тем, чем она стала потому, что открыла новые, подчас заповедные и даже запретные темы. Вышла за границы сферы, освоенной русской и советской классикой. Нашла смелость искать ответы на вопросы, которые прежде никто не отваживался даже сформулировать. В любом жанре, стиле, направлении искусства – это условие развития и движения. Когда говорят о кризисе авторской песни - имеют в виду остановку этого процесса. Мне кажется, что сейчас наступает время для новой «песенной революции».

MK.Ru: Каковой молодому поколению исполнителей видится эпоха 60-х годов прошлого века, когда зародилось само понятие бардовской (авторской) песни? 

Ксения Полтева: Трудно верно судить о том, чего не видел. Нашему поколению от 60-х остались фильмы, книги, песни. Самое главное – остались люди. Конечно, изменившиеся за 40 лет. Но какой-то единый образ той эпохи всё-таки возникает. Это было светлое время. Не потому, что оно было лёгким, богатым и сытым. Скорее, наоборот. 60-е воспринимаются сейчас как время надежд. Время коммунаров в лучшем смысле этого слова. Космонавтов духа. Людей, умевших быть счастливыми. Хотевших видеть счастливыми себя и окружающих. Задумывавшихся о том, что для этого нужно и что этому мешает. И старавшихся действовать в соответствии со своими убеждениями. Говорить, что думают. Это то, чего не бывает много ни в одну эпоху. То, чего очень не хватает сейчас.

MK.Ru: Есть ли проблема (тема) нашего времени, о которой новому поколению бардов хочется прокричать во все горло? 

Ксения Полтева: У нашего времени достаточно много проблем, над решением которых пока никто как следует, не задумался. В том числе и проблем, существование которых люди пока что боятся даже признать. Последнее – уже само по себе проблема. На мой личный взгляд, достаточно велика опасность того, что наше общество превратится в этакий «Orwell’s 1984 Light».

MK.Ru: Что Вы лично привнесли в свое творчество из эпохи "шестидесятых"?  Что Вас в ней вдохновляет, а что раздражает? 

Ксения Полтева: Хорошая песня – это песня, которую хочется петь. Хотя бы внутри себя. И когда пишешь, прислушиваешься, возникает ли внутри тебя эта радость. Это важнейшая способность, которую отыскали и подарили барды 60-х – слышать себя.

Раздражает, а точнее, подчас оставляет тяжёлое чувство, пожалуй, политическая и бытовая сатира 60-х. В ней часто чувствуется избыток желчи. И нехватка высокомерия, презрения, если угодно. Иногда это воспринимаешь как отчаяние от действительно тяжёлой жизни. А иногда – как слабость, как признание силы того, чему противостоят авторы, и покорность. В этом отношении мне эмоционально ближе подход рок-музыкантов 80-х, особенно петербуржских. Они сумели вынести систему за скобки, жить и петь так, как будто её просто не существует. Натолкнулись на разделяющую мир колючую проволоку – и переопределили области воли и неволи, сделав свободной свою сторону. В условиях нехватки внешней свободы нашли свободу внутри себя. Создали новый, параллельный мир, в котором хотелось жить. И этот мир не был виртуальным. Он реально существовал. Впрочем, у каждой эпохи свои находки и свои потери.

MK.Ru: Чье творчество эпохи шестидесятых Вы бы взяли с собой на "необитаемый остров"? Почему? 

Ксения Полтева: Мой выбор не оригинален. Окуджаву, Кима, Визбора, Городницкого, Клячкина. Любую запись каждого из них каждый раз слышишь по-новому. Это прикосновение к дару речи, большей, чем сумма слов и фраз, и музыки большей, чем сумма нот и тактов. Эти люди сказали больше, чем произнесли.

-------------------------------------------------------------------------------------

СПРАВКА. Ксения Александровна Полтева родилась 3 марта 1981 года в Москве. Отец врач-онколог, мать - занимается научными исследованиями в области экономики. Ксения Полтева окончила московскую английскую спецшколу №1263(44) при Российской Академии Наук в Нескучном Саду, музыкальную школу по классу фортепьяно. Сезон 1997-1998 гг..- участвовала в интеллектуальной телевизионной олимпиаде ''Умники и Умницы''. В 1998 году поступила на факультет международной информации МГИМО по специальности ''Международная журналистика''. В 2003г. по окончании института была принята в аспирантуру кафедры философии МГИМО. Является членом Российского Философского Общества. Песни пишет с 1995 года на свои стихи и стихи других поэтов. Лауреат основного конкурса и конкурса ''Второй канал'' Грушинского фестиваля 2000 г. Номинант литературной премии ''Дебют'' 2000 г. Изданы альбом ''Чайки Клода Моне'' и сингл ''2/3мира''.



    Партнеры