Ответственным вузам добавят академических свобод

Министр образования и науки Андрей Фурсенко выступил на пресс-конференции «Российское образование: проблемы и перспективы». Он обрисовал настоящее и будущее школ и вузов.

27 мая 2007 в 16:21, просмотров: 251

О СОКРАЩЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ

В этом году 11-е классы заканчивает 1,1 млн. выпускников, десятые — 1,45 млн. Обе цифры на 9% ниже, чем в 2006 году. При этом число бюджетных мест в вузах уменьшится всего на 3%, что означает относительный рост бесплатного обучения. Сократятся педагогические специальности — причина в том, что после получения диплома в школу идут только 50% выпускников (в столице — и вовсе 8%). Также сократят юристов и экономистов, но только в тех вузах, где они не являются профильными. Зато увеличат число мест на наукоемких специальностях, в частности, связанных с нано- и информтехнологиями. «Подрастут» также транспортники, энергетики и работники сельского хозяйства. «Число бюджетных мест увеличится в тех вузах, которые докажут что выпускники идут работать на специальности, важные для нашей экономики», - отметил Фурсенко. Кстати, в ближайшее время планируется увеличить стоимость одного бюджетного места с 44 тыс. руб. до 60 тыс.

 

О БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Россия будет реформировать свою систему образования с учетом Болонской декларации, но ориентируясь на свои собственные интересы, наработки и преимущества. Целью Болонского процесса является построение единой зоны высшего образования к 2010 году, развитие мобильности студентов с целью обучения и трудоустройства, обеспечение конкурентоспособности европейских вузов. В первом чтении уже утвержден законопроект, предполагающий переход на двухуровневую систему высшего образования "бакалавр-магистр", что является одним из условий Болонского процесса. "По мнению международных экспертов и моих коллег-министров, Россия находятся где-то в середине группы участников Болонского процесса", - сказал Фурсенко. К  2010 году мы успеем выполнить все задачи, поставленные Болонской декларацией».

 

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВУЗОВ

"В перспективе не было бы большого греха, если бы некоторые университеты стали выдавать свои дипломы", — сказал министр. Он отметил, что с таким предложением уже выступали ректоры МГУ и СПбГУ. Вместе с тем, по мнению Фурсенко, академическая свобода вуза должна подразумевать серьезную ответственность за качество обучения. Вузов, которых взять на себя такой груз, всего несколько десятков. Говоря об образовательных стандартах, Фурсенко отметил, что на сегодняшний день педагог может варьировать 30% учебного материала. Однако не все этим пользуются. В будущем вариативность госстандартов должна расширяться при условии ответственности со стороны преподавателей.

 

О СТИПЕНДИЯХ

Подготовлен законопроект об увеличении стипендий в полтора раза. То есть академически стипендии, выплачиваемые за хорошую учебу, составят 900 рублей, а социальные — 1350. Итого бедный, но прилежный студент будет зарабатывать 2250 руб. вместо сегодняшних 1500. Фурсенко признал, что и этого, конечно, мало и призвал администрацию вузов вместе с органами студенческого самоуправления более активно участвовать в распределении стипендиальных фондов.

О БИЗНЕСЕ

В этой области у нашей страны весьма амбициозные планы — через 5-10 лет наши бизнес-школы должны войти в двадцатку лучших в мире. При этом министр заявил, что нам не нужны сотни таких школ, достаточно нескольких десятков очень хороших. Эти учебные заведения могут быть как ассоциированными с федеральными университетами, так и самостоятельными. Но главное, чтоб они были рассеяны по всей территории страны. Слепо копировать западный опыт не предполагается — преподавание будет вестись с учетом российской специфики. Среди педагогов молодых «акул бизнеса» будут не только ученые, но и успешные российские предприниматели.

 

ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Сейчас идет разработка образовательных стандартов нового поколения. В частности, учительская зарплата будет зависеть не от числа часов, проведенных в классе, а от полученных ребятами знаний. Это лишит педагогов стимула нагружать своих подопечных как можно больше и позволит ввести новые методики обучения. Стартуют несколько пилотных проектов, связанных с питанием, особенно для учеников начальных классов. Изменения ждут и уроки физкультуры.



Партнеры