«Люди верят: государство позаботится о сельхозпроизводителях»

В развитых странах сельское хозяйство подлежит переписи каждые 5–10 лет. Россия тоже провела крупнейшую общенациональную статистическую работу – Всероссийскую сельскохозяйственную перепись (ВСХП). С той только разницей, что последнее подобное мероприятие у нас прошло в 1920 году. О ходе полной инвентаризации сельского хозяйства и ее основных итогах заместитель руководителя Росстата Константин ЛАЙКАМ рассказал Виктории Чеботаревой.

«ДЛ»: Как вы оцениваете масштаб этой работы, в каких направлениях шел сбор информации?
Константин Лайкам: Основная задача переписи – выяснить, сколько у нас сельскохозяйственных производителей и какие они. В этом смысле наша страна уникальна: у нас множество видов сельхозпроизводителей, начиная от крупных даже по мировым меркам организаций и заканчивая домашними хозяйствами, где выращивают огурцы-помидоры 70-летние старушки. Поэтому мы обследовали все категории сельскохозяйственных производителей: крупные, средние и малые хозяйства, фермерские и крестьянские, подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций, садоводческие, животноводческие, дачные объединения граждан, личные подсобные хозяйства.
Перепись, безусловно, – мероприятие беспрецедентное не только в истории России, но и в мировой практике. Сравним с США: нам пришлось опрашивать 30 млн. человек, а у них – 3 млн. фермеров. Да и среда их сельхозпроизводителей гораздо более однородна, чем наша. Не говоря о том, что они проводят перепись регулярно, раз в пять лет. У них давно отработана методология, практика. Года три подводят итоги и начинают готовиться к новой переписи. Подобная методичность позволяет отслеживать динамику. Нам же, напротив, все это приходится делать с нуля.
В подобных масштабах опрос проводился только в Китае, на что, надо заметить, там были выделены намного большие средства. Любая перепись в силу ее масштабности – мероприятие затратное. Нам на ВСХП было выделено 6,3 млрд. рублей, из них 1 млрд мы сэкономили.
Нашим специалистам пришлось обработать около 250 млн. бланков, заполненных в ходе переписи. Опрос, хочу подчеркнуть, проходил на добровольной основе. Граждане – владельцы подсобных хозяйств приняли повсеместно участие в переписи. Мы видели: у людей есть вера, что их сведения помогут позитивным преобразованиям в будущем, что государство позаботится о сельхозпроизводителях. Думаю, это главная причина того, что, проверяя сведения, указанные населением во время переписи, мы убедились в их вполне приемлемой достоверности.
«ДЛ»: Какую методологию применил Росстат во время сельскохозяйственной переписи?

К.Л.: Общие ее принципы давно установлены в мире, помимо этого мы изучали опыт американцев и некоторых стран Восточной Европы – Польши, Литвы, Венгрии. Зато теперь нашими наработками пользуются специалисты стран ближнего зарубежья. Следом за нами прошла перепись в Казахстане.
Конечно, в каждой стране своя специфика учета данных. Однако статистика – это язык общения специалистов разных государств. Многие международные организации работают с нашими данными, их внимательно рассматривают Евростат, Мировой банк, ЕБРР, статистическая комиссия ООН. Я не слышал, чтобы кто-то усомнился в них, иначе был бы международный скандал.
Кстати, одна из первых целевых программ новой российской власти в 1992 году была связана как раз с реформированием отечественной статистики. Если нет ясной, объективной картины хозяйства страны, непонятно, как управлять страной, как измерять эффективность работы.
«ДЛ»: Какие вопросы входили в программу переписи?

К.Л.: Перепись нельзя назвать инвентаризацией в полном смысле слова, так как в ходе массового обследования международными стандартами, установленными Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, не рекомендуется затрагивать, например, такие вопросы, как доходы, объем производства и так далее. Мы не ставили себе задачу заглядывать в карман производителей, фермеров.
В противном случае люди могут закрыть двери или дать заведомо неверную информацию.
Нас интересовало поголовье скота, количество работающих, площадь земли, то есть исключительно статистические данные, связанные с сельскохозяйственным производством.
«ДЛ»: Отличаются ли сведения, полученные в результате переписи, от тех, которыми располагают местные власти?

К.Л.: Губернаторы и главы административных районов располагают, как правило, только данными госстатистики.
Главы сельских администраций ведут похозяйственный учет, но его качество, как показала перепись, очень низкое. Так что говорить, что местные власти обладают полной достоверной информацией, не приходится. Конечно, они ездят по своим регионам, многое видят, вводят административную отчетность, анализируют. Но детальную, систематизированную информацию может дать только статистика, и прежде всего перепись.
«ДЛ»: С какими трудностями пришлось столкнуться при проведении переписи, подведении итогов?

К.Л.: Можно сказать, все было сложно, но преодолимо. Первое, что нас беспокоило, – пойдет ли население на контакт, на сотрудничество со статистиками. Все прошло удачно: конфиденциальность информации была обеспечена. Вторая проблема – недостатки кадастрового учета земли. Но и это не помешало нам выполнить поставленные задачи.
Некоторые сложности возникли с методологией: ее пришлось разработать очень быстро.
«ДЛ»: Как защищена собранная в ходе переписи информация?

К.Л.: По закону в открытый доступ мы даем данные в обобщенном обезличенном виде по стране, по субъектам Федерации, по административным районам, муниципальным образованиям. А персональные сведения – информация закрытая. Сама методология построена так, что на переписных листах не было ни фамилий, ни адресов. Никаких реквизитов, позволяющих идентифицировать человека.
«ДЛ»: В каком виде будут представлены итоги переписи?

 К.Л.: Полные окончательные данные, по постановлению правительства, должны появиться в 2008 году. Идем с опережением. Уже в сентябре прошлого года предоставили обществу первые данные. В декабре опубликовали итоги по крупным, средним, малым, индивидуальным предпринимателям и подсобным хозяйствам. В феврале – по объединениям граждан. В ближайшее время получим краткие итоги по всем категориям хозяйств. К маю мы уже выпустили несколько книг по результатам сельскохозяйственной переписи на федеральном уровне. Вскоре подобные издания появятся по субъектам Федерации, по всем административным районам и муниципальным образованиям.
Кроме этих изданий на сайте Росстата размещены итоги в электронном виде. Планируем выдавать также и картографическую информацию, собирая которую использовали спутниковые данные.
Эта информация доступна всем пользователям. Не только властям, но и научным работникам, политикам, общественным организациям, бизнесу. И конечно, представителям СМИ, дающим, на мой взгляд, наиболее разносторонний анализ результатов переписи.
Надеюсь, что к концу 2007 года нам удастся подвести окончательные итоги. В будущем году мы будем только продолжать печатать книги с итогами.
«ДЛ»: Когда пройдет следующая сельскохозяйственная перепись?

К.Л.: Дата не определена, но законом предусмотрено, что перепись должна проходить не реже, чем через 10 лет.
 «ДЛ»: В чем интерес правительственных структур?

К.Л.: А как правительство может разработать реальную программу развития сельского хозяйства страны, не имея многомерной картины существующей действительности? Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, будучи главой правительственной Комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, по сути, возглавлял перепись.
«ДЛ»: Чем интересны для делового сообщества результаты переписи?

К.Л.: Бизнес является важнейшим потребителем этой уникальной информации: где растет та или иная культура, масштабы реальных и возможных посевов, потенциальные ресурсы, возможности закупок и складирования, куда везти удобрения, где перерабатывать продукцию, куда и как направлять материально-техническое обеспечение, как в целом организовать логистические потоки.   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру