Хорошая мина при плохой игре

Министр здравоохранения и социального развития России Михаил Зурабов этой весной заявил о необходимости радикального изменения пенсионного законодательства. Поскольку именно Зурабов отвечает за выплату пенсий в стране, он и задался вопросом: как дальше быть с растущим дефицитом Пенсионного фонда?

Дефицит образовался в результате уменьшения поступлений страховых пенсионных взносов. Как известно, они являются составной частью единого социального налога (ЕСН). Это единственный, кроме разве что транспортного, российский налог, про который точно известно, куда расходуются поступления от него и насколько велика их значимость. Но, уступив непрестанным жалобам работодателей на непосильное для них бремя ЕСН, власти пошли на снижение в 2005 году ставки налога с 35,6 до 26%. Соответственно, пенсионные отчисления «похудели» почти на треть: с 28% от размера заработной платы до 20%.
Дефицит, образовавшийся за счет снижения ЕСН, компенсируют за счет средств Стабилизационного фонда. И повышение базовой части пенсии почти в два раза с 2005 года обеспечено только благодаря притоку нефтедолларов в Стабфонд. В этом году из Стабфонда на покрытие дефицита пенсионной системы планируется направить 74 млрд. рублей. При этом размер пенсии пообещали увеличить в два раза, соответственно, дефицит будет нарастать.
Набирает обороты еще один фактор, подстегивающий дефицит пенсионный системы, – демографический. С самого начала пенсионной реформы населению разъясняли с высоких трибун: государство не снимает с себя ответственности за пожилых людей, но при этом каждый получает возможность обеспечить себе повышенные доходы в старости, с умом распорядившись своей накопительной частью. Предполагалось, что через 10–15 лет с начала реформы накопительная часть составит уже 20–30% пенсии.
Новая схема призвана в первую очередь компенсировать уменьшение поступлений в Пенсионный фонд, неизбежное из-за роста числа пенсионеров. По мнению социологов, буквально через несколько лет пенсионеров в стране будет столько же, а то и больше, чем работающих. Если рождаемость не повысится, то к 2020–2030 годам Россию ждет демографическая яма и нагрузка на работающего человека возрастет еще больше. Значит, пенсионные отчисления придется поднимать. На сколько, никто не знает. Потому что неизвестно, какие тогда будут цены на нефть и сколько можно будет подбросить из бюджета на пенсионеров. Пока в качестве наихудшего варианта развития событий называют рост пенсионных отчислений до 40% от размера заработной платы. При таких отчислениях видимую часть этой заработной платы придется рассматривать под лупой. А пенсии – под микроскопом.
Предложение поднять пенсионный возраст вызывает негодование в массах, да и согласно проведенным расчетам, принципиально не повлияет на сложившуюся ситуацию. Получается, что индивидуальные пенсионные накопления – единственная надежда будущих пенсионеров, и спасение утопающих – прежде всего дело самих утопающих. Но и эта надежда оказалась под вопросом.
В поисках способа снижения дефицита пенсионной системы Михаил Зурабов намеревается подвергнуть ревизии основополагающий принцип пенсионной реформы. Он считает, что нужно предоставить участникам пенсионной реформы право самим решать, нужна им накопительная часть или в будущем они обойдутся пенсией, сформированной только из базовой и страховой частей. Отказавшимся от накопительной части обещают разрешить самостоятельно вносить платежи в страховую часть наряду с государством в пропорции 2:1 и предоставить налоговый вычет на сумму уплаченных взносов. Свою позицию он аргументирует следующим образом: когда в 2002 году вступил в действие Федеральный закон №173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», застрахованным лицам не дали возможности отказаться от способа зарабатывания пенсии с помощью накопительной составляющей.
Деньги, скопившиеся в виде накопительной составляющей, которые не будут к 2008 году переданы в управление частным УК или НПФ, направят на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда. Учитывая низкую активность населения в отношении пенсионных накоплений, можно рассчитывать, что сумма выйдет приличная.
Председатель правления Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов предложил отказаться от увеличения доли накопительной части трудовой пенсии с 4 до 6% в 2008 году.
Министерство здравоохранения и социального развития обещает в текущем году представить на рассмотрение федеральному правительству законопроект о переводе базовой части пенсии в систему социального обеспечения, поскольку государство финансирует ее выплату из федерального бюджета в связи с нехваткой ЕСН. Сделать базовую пенсию социальным государственным пособием по старости предлагает и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). И выдавать это пособие только тем, кто не заработал пенсию самостоятельно. Пособие – это не пенсия, его будут выплачивать из федерального бюджета, а не из Пенсионного фонда с его растущим дефицитом. Так оно понадежней будет. А единый социальный налог предлагается заменить страховыми взносами, увязанными с размером зарплаты, которые будут возвращаться работнику пенсионными выплатами.
Не соглашаются с Михаилом Зурабовым министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Например, глава МЭРТ предлагает автоматически распределять средства «молчунов» между частными управляющими компаниями. Это могут быть компании, уже получившие разрешение на управление пенсионными накоплениями, или отобранные по еще более жестким критериям. В пылу полемики о судьбе пенсионной реформы как-то забывается, что во многом ее пробуксовка вызвана крайне слабой разъяснительной работой среди населения. На днях стало известно, что Минфин России подготовил концепцию федеральной целевой программы по повышению финансовой грамотности в стране. Возможно, в рамках этой программы и насчет пенсий чему научат.
Не отягощенные государственными соображениями финансисты-практики дают свои оценки перспективам и достижениям российской пенсионной системы. По мнению Дмитрия Левина, руководителя клиентского отдела УК «ИнвестКапитал», принятый российским правительством за образец принцип формирования пенсии давно и успешно реализуется в странах Европы. «Это и позволяет их пенсионерам на старости лет путешествовать по миру, – считает он. – Инвестиции на фондовом рынке, где управляющие компании в большей степени размещают пенсионные деньги, прирастают нарастающим итогом. Сейчас доходность, на которую стоит ориентироваться, передав управление своими накоплениями в НПФ или частные УК, порядка 20%. В случае продолжения положительной динамики на российском фондовом рынке, которая сохраняется уже в течение десяти лет, можно действительно рассчитывать на весьма существенный размер ежемесячной пенсии. Самое интересное – по вполне адекватным расчетам различных НПФ, размер пенсии в случае своевременного перевода накоплений из ПФР существенно превысит размер получаемой сегодня заработной платы!»
Сегодняшние результаты пенсионной реформы Андрей Попов, генеральный директор компании «Финам Менеджмент», оценивает не слишком высоко: «По-прежнему растет разрыв между доходами пенсионеров и другими социальными группами – соотношение пенсии и зарплаты у нас одно из самых низких в Европе. Минэкономразвития моделирует возможность адекватного финансирования пенсии минимум до 2020 года. Пока при текущей благоприятной рыночной конъюнктуре мысль закрепить активы на накопительных счетах каждого гражданина страны и постепенно использовать их для финансирования его пенсии выглядит интересной».
«До европейских стандартов нам далеко, – считает Никита Коренцвит, начальник отдела долговых ценных бумаг ЗАО «СОЛИД Менеджмент». – Если есть заинтересованность в настоящей действенной пенсионной реформе, то нужна масштабная планомерная PR-кампания на государственном уровне, разумное расширение списка инструментов для инвестирования частных УК (он слишком краток, большинство крупнейших российских компаний в нем отсутствует – например, Газпром, ГМК «Норильский никель», Роснефть, Сургутнефтегаз, Волгателеком, Центртелеком ЮТК).
Дмитрий Афонин, руководитель банковских проектов компании «ИМА-консалтинг», считает, что пенсионные деньги, накопленные Внешэкономбанком, следует вкладывать куда бы то ни было с большой осторожностью: «Тот факт, что Госбанк впервые занял последнее место в рэнкинге управляющих компаний, остро ставит вопрос об инструментах вложения пенсионных накоплений граждан. Вряд ли на данном этапе представляется целесообразным поделить часть средств, находящихся в управлении Внешэкономбанка, между частными управляющими компаниями.
Но вот расширить спектр инвестиционных инструментов, доступных ВЭБу, вполне реально. Одним из основных препятствий в этом направлении, как ни парадоксально, выступает огромный объем денежных средств, сосредоточенных в ВЭБе, – 270 млрд. рублей против 9,3 млрд. рублей в управляющих компаниях. Поэтому допущение ВЭБа на новые сегменты финансового рынка вызовет негативные последствия для финансовой отрасли в целом, в том числе ее отдельные сектора окажутся просто-напросто монополизированными».
Перспективы пенсионного бизнеса  в России определяются политическими решениями. Послужат ли пенсионные деньги развитию банковской системы, ипотечного рынка, укрепят ли экономику страны, будучи вложенными в «голубые фишки» и гарантируя будущим пенсионерам обеспеченную старость, или сгинут в «черной дыре» дефицита ПФР – все зависит от того, позиция какого из министров окажется более сильной.
Президент России в своем Послании Федеральному собранию выступил за повышение заинтересованности граждан в своем пенсионном обеспечении путем его софинансирования. «На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина, на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде, государство должно добавить еще одну тысячу рублей», — отметил Владимир Путин. Как это должно выглядеть на практике, сказано не было: то ли добровольный взнос будет прибавляться к средствам накопительной части, то ли к страховой. По мнению Президента, выплаты "пенсионного капитала" как  дефицит ПФР можно финансировать из "фонда национального благосостояния", который не что иное, как часть стабфонда.
Свое видение идеи софинансирования пенсионного капитала работником и работодателем недавно обнародовали "Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов" (НАПФ) и Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Обе организации сходятся на том, что базовая часть пенсии должна напрямую финансироваться из бюджета и, таким образом, стать государственным пособием. Различия заключаются в том, что НАПФ предлагает сделать участником софинансирования работодателя, а РСПП – государство. Зато в обоих случаях граждане, лишенные действующей системой пенсионного обеспечения накопительной части трудовой пенсии, получают возможность прикопить деньжат на старость за счет добровольного пенсионного обеспечения.  

ДОСЬЕ

Действующим законодательством установлено, что средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации в лице Пенсионного фонда России, который выступает в роли страховщика. Если вы доверяете накопительную составляющую управляющей компании (безразлично, государственной или частной), поступившие на ваш счет средства остаются в федеральной собственности. В этом случае УК только распоряжается вашими средствами, и, когда подойдет срок, пенсия вам будет полностью начисляться и выплачиваться из Пенсионного фонда РФ. Передавая свои пенсионные накопления НПФ, тем самым мы передаем ему право собственности на них. Поэтому сам НПФ и будет выплачивать ту часть пенсии, которая формируется в виде накопительной части. В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше. Мужчины, родившиеся в период с 1953 по 1966 год, и женщины, родившиеся с 1957 по тот же 1966 год (включительно), с 2005 года тоже практически остались «за бортом». От щедрот пенсионной реформы им досталась накопительная часть в размере 2% от легального заработка в период 2002–2004 годов. Для управления этими средствами они вправе выбирать управляющую компанию или НПФ. Сейчас их пенсионные взносы формируются только из базовой и страховой частей в пропорции 6% к 14%.

Профессиональная управляющая компания, в том числе и та, которая управляет НПФ, и сами НПФ обладают достаточно широкими возможностями для приумножения пенсионных накоплений. Для этого Федеральный закон №111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» разрешает использовать целых 9 видов активов, составляющих так называемую «инвестиционную декларацию»: государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; облигации российских эмитентов; акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств; облигации и акции иных иностранных эмитентов; ипотечные ценные бумаги; денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях; депозиты в рублях в кредитных организациях; иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру