Реформы по-тайски

Сегодня Таиланд, оправившись не только от финансовых потрясений конца 90-х, но и от последствий разрушительного цунами, нашествия птичьего гриппа и мусульманских беспорядков на юге, очередного – 38-го по счету – военного переворота, вполне успешно утверждает свои экономические позиции не только в Юго-Восточной Азии, но и в других регионах.

Трудно беспристрастно оценивать экономическое развитие страны, которая еще 30 лет назад была одной из самых бедных не только в Азии, но и на всей планете, а затем вышла на ведущие позиции. Тем более что сами граждане этого государства уверены: не порази Юго-Восточную Азию в 1997 году финансовый кризис (в котором по-прежнему все местные политики и экономисты обвиняют Джорджа Сороса), то быть этому древнему королевству в пятерке наиболее развитых стран азиатского континента.
И хотя сегодня в стране ощущается реальный вакуум эффективной власти (правительство, назначенное пришедшими к власти в результате бескровного переворота военными, является временным и будет управлять Таиландом до следующих выборов в октябре 2007 года), можно тем не менее предположить: ее пример для многих государств, прежде всего в Азии, может стать не только любопытным, но и во многом поучительным.

«ПЯТИЛЕТКУ ДОСРОЧНО»

Анализировать заграничные чудеса возрождения экономики государств с различными политическими системами (от монархии до республики) – дело крайне неблагодарное. Многие страны находятся перманентно в поиске своего, только им присущего пути развития, не обращая внимания на опыт других государств. А между тем Таиланд, который при всех последних политических передрягах является одним из самых развитых государств Юго-Восточной Азии, сегодня во многом повторяет те самые «этапы большого пути», которые проходил в свое время бывший СССР, имея, правда, при этом диаметрально противоположные результаты.
Так, национальный валовой продукт в Таиланде растет ежегодно примерно на 5% (в годы «тигриного прыжка» – в конце 80-х – начале 90-х годов – было и по 10–12%), в стране невелика инфляция, а также одна из самых низких безработиц в регионе. Когда-то много шума было в Таиланде по поводу приглашения в страну на работу многочисленных специалистов из-за границы (в основном японцев и американцев), которые способствовали возрождению экономики Таиланда. Правительство тогда критиковали, обвиняя его в том, что оно «продало родину фаренгам» (то есть иностранцам), а сам Таиланд просто превратился в сырьевой придаток Вашингтона и Токио.
Однако, поработав несколько лет в Таиланде, иностранные консультанты подготовили целый новый класс местных менеджеров и управленцев, которые знают мировую экономику и умеют в ней ориентироваться. Подавляющее большинство руководителей страны, ведущие банкиры, бизнесмены, даже средний класс чиновничества учились в США, Англии и Австралии (некоторые не по одному разу), при этом никто в «теплых» западных странах не остался, все вернулись на родину и принялись вкладывать полученные за кордоном знания в развитие собственной страны.
Кстати, те самые фаренги работают в Таиланде до сих пор: в министерстве сельского хозяйства по-прежнему трудятся консультанты из Израиля и Тайваня, в местных вузах преподают профессора из Германии, США и Австралии. При этом десятки бельгийских, французских, американских инженеров и техников работают в Таиланде на местные частные фирмы и компании.
Примерно десять лет назад Таиланд получал от Всемирного банка немалые кредиты для развития своей экономики. Нынче денег у мировых финансовых структур Таиланд не берет, а пользуется только консультационной помощью и Всемирного банка, и Международной финансовой корпорации.
Еще один парадокс Таиланда. Несмотря на «происки» своих капиталистических соседей, страна успешно выполняет пятилетние планы развития, а кое в чем даже превосходит запланированные показатели. Смешно, правда? А вот руководители ведущих таиландских министерств, представители крупного бизнеса считают, что именно плановое ведение хозяйства позволяет стране в условиях нестабильности мировых рынков сохранять прочные позиции в Юго-Восточной Азии, да и в других регионах.
Достаточно эффективно построена и внешняя торговля Таиланда. Ключевым положением ее является тот самый пресловутый бартер, который в свое время чуть ли не высмеивало подавляющее большинство бывших советских и российских экономистов. Говорили, что этот метод ведения торговли чуть ли не атавизм каменного века и ни одно рыночно ориентированное государство никогда бартером ничего не добьется.
Таиланд же именно бартером (потенциальным партнерам предлагается местная сельскохозяйственная продукция плюс те товары, которые производятся в Таиланде, – электроника, резина, текстиль, изделия из шелка, серебра, драгоценных камней, цветы) решает почти все вопросы, связанные с закупкой на мировых рынках того, что нужно стране.
В свое время Россия предложила Таиланду закупать у нас военные самолеты, но тайцы никаких долларов платить Москве за технику и не собирались: в обмен на самолеты предложили брать русским куриные окорочка, промышленную резину, фрукты и мороженые креветки. Теперь наши власти думают: пойти на такой бартер или нет. А вот Швеция и Франция размышлять не стали – они согласились поставлять и самолеты, и запчасти в Таиланд, а из Таиланда везти продукцию сельского хозяйства.

БОЛЬШОМУ БИЗНЕСУ – БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ

Таиланд активно привлекает в страну иностранные инвестиции. А зарубежные компании и банки пользуются благоприятным моментом: даже при наличии политической нестабильности в Таиланде по-прежнему достаточно дешевая рабочая сила, а на государственном уровне существуют весьма выгодные условия для успешного участия «иностранных дядей» в развитии таиландской экономики. Наиболее привлекательным для иностранных компаний является тот факт, что по закону все 100% капиталов фирмы в этой стране могут принадлежать иностранцам. В то же время в некоторых отраслях бизнеса (например, в текстильной индустрии) 51% акций должен обязательно принадлежать тайцам.
И еще об одном «умном» подходе тайского руководства к привлечению иностранных инвесторов. На начальном этапе экономических реформ в Таиланд приглашались только те зарубежные компании, которые соглашались производить товары исключительно для местного рынка. Таков был закон, и до той поры, пока местные компании сами не стали производить в достаточном количестве те или иные товары, иностранным компаниям приходилось работать в Таиланде не только в личных интересах, но и на развитие местного рынка.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ МОНАРХИЧНОЙ

Вне зависимости от того, кто находится в данный момент в Таиланде у власти, местный предприниматель прекрасно знает, что никто не станет у него отнимать или конфисковывать собственность или нажитые трудом сбережения. Власть же, в свою очередь, будь то гражданское правительство или военное, понимает, что лишь процветание деловых людей может обеспечить стабильность в стране и богатство ее граждан.
За последние 20 лет в Таиланде произошло несколько государственных переворотов, десятки раз уходили в отставку правительства и премьеры, страна неоднократно стояла на грани гражданской войны.
В такой ситуации, казалось бы, ни о какой деловой стабильности в Таиланде и говорить не приходится – живым бы остаться. И тем не менее серьезные политические потрясения все же не оказывали существенного влияния на экономическое развитие и деловую активность таиландских предпринимателей. Почему?
Первой и, как считают сами тайцы, главной причиной этого является существование в стране монархии. Нынешний король страны Бумибол, носящий согласно традиционной нумерации имя Рама IX, правит Таиландом с 1946 года. Летом 2006 года вся страна отпраздновала 60-летие его восхождения на трон, а по всему Таиланду до сих пор и в больших городах, и в маленьких деревушках развешены огромные портреты монарха, а также его супруги – королевы Сирикит.
Сам король на досуге сочиняет джазовую музыку, играет на саксофоне, прекрасно водит машину и очень не любит ездить по заграницам (туда он периодически отправляет королеву и других членов королевской семьи). Тайский монарх является практически верховным судьей и арбитром в стране, способным разрешать самые трудные политические споры.
Военные, которые и раньше частенько совершали перевороты в Таиланде и в сентябре 2006 года пришли к власти, очень любят монарха и всегда лояльно относятся к королевской власти (именно у короля, а не у народа тайские генералы просили «добро» на отстранение от власти бывшего премьер-министра страны Чинаватра). К тому же король очень почитаем простыми людьми: они видят в нем гаранта национального спокойствия, ненасильственных методов в разрешении любых возможных конфликтов в обществе.   

Бангкок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру