Затягивающаяся подвешенность

28 мая 2007 в 12:06, просмотров: 211

У России все же есть некоторое пространство для маневров во взаимоотношениях с неудобными для нее членами Европейского союза

То, что отношения России с Европейским союзом оказались в состоянии кризиса, по большому счету, уже не удивляет. К такому результату дело шло давно, и майский саммит в Самаре лишь зафиксировал сложившиеся реалии. Гораздо более важным представляется вопрос о причинах, побуждающих российское руководство играть с европейскими партнерами в столь жесткую игру. В политических кругах существует довольно распространенное мнение, что нарастание отчуждения в отношениях с ЕС, а также и с некоторыми новыми членами Евросоюза (Польшей, странами Балтии), впрочем, как и с другими мировыми и региональными политическими игроками, якобы нацелено в первую очередь на решение неких внутриполитических задач. А именно – влиятельные группы в Кремле, опасающиеся потерять позиции в политике и бизнесе в случае смены власти в стране в 2008 г., хотели бы создать внутри России обстановку «осажденной крепости», для того чтобы в условиях «внешней угрозы» убедить президента Путина остаться на третий срок. Вполне возможно, что эти группы и пытаются воздействовать на отношения с Европой в направлении конфронтации. Однако не только они, и даже не в первую очередь они сегодня оказывают решающее воздействие на формирование российской внешней политики, которая интегрирует интересы различных групп элиты. А этот результирующий, если угодно, общекорпоративный интерес исходит из убеждения, что еще в течение довольно длительного периода (до 30 лет) Европа будет зависеть от поставок российского газа, причем чем дальше, тем в возрастающей степени. А значит, на уступки идти не надо, европейцы все равно будут вынуждены соглашаться.  Альтернативные маршруты по транспортировке «голубого золота» из стран Средней Азии в Европу пока существуют лишь на уровне политических пожеланий. За эту новую транспортную «геометрию» разворачивается жесткая политико-дипломатическая борьба, основные участники которой – Россия, США, ЕС и Китай – хотели бы убедить политических лидеров стран Средней Азии в перспективности именно своего маршрута. Борьба за симпатии властей в Ашхабаде и Астане, также настраивает российское руководство на жесткий лад. К тому же в обстановке уже фактически начавшейся избирательной кампании в России при сохранении полной неясности о том, какова будет формула власти в стране после 2008 г., российским правящим кругам хотелось бы полностью оградить страну от всякого внешнего влияния на внутриполитическую борьбу. А Евросоюз, как и США, постоянно поднимающий тему дефицита политической конкуренции в России, многочисленных нарушений прав человека, свободы СМИ, в такой обстановке рассматривается как дестабилизирующий фактор, от которого лучше бы держаться на расстоянии. В перспективе, причем вполне возможно, что и недалекой, ставка на подобные подходы, может обернуться для России и ее внешней политики серьезными негативными последствиями.
Однако сейчас Европейский союз по причине многочисленных проблем внутреннего характера и противоречий между разными группами составляющих его стран не в состоянии оказывать эффективное давление на Россию. А идти на уступки брюссельские чиновники, полагающие, что это окружающие ЕС страны должны приспосабливаться к его правилам и требованиям, но никак не наоборот, не обучены. Вот и возникает ситуация подвешенности и неопределенности, от которой в перспективе проиграют обе стороны – и Россия, и Евросоюз. Ситуация изменится, когда что-либо поменяется – либо внутри них самих, либо произойдут какие-то серьезные политические и экономические сдвиги на мировой арене. Тогда, наверное, и будет подписано новое соглашение о партнерстве. Но пока его подписание затягивается,  у России все же есть некоторое пространство для маневров во взаимоотношениях с неудобными для нее членами Евросоюза из числа бывших союзников по Варшавскому блоку и бывших республик Прибалтики. Нынешнее соглашение, которое автоматически продлевается, было заключено со «старой» Европой, и потому многие проблемы, возникшие вместе с расширением союза на Восток, не охватывает. Что дает, кстати, повод об отражении этих проблем уже в новом соглашении.    



Партнеры