Москву очистят от пиратов

Депутат Мосгордумы Андрей КОВАЛЕВ хочет уничтожать их с помощью штаба

  Проблема пиратства в области прав на интеллектуальную собственность — бич Москвы. Такого размаха контрафакта нет, пожалуй, ни в одной столице мира. Соотношение нелегальной и легальной продукции оценивают как 70% к 30%. И нет практически ни одного товара, который бы не подделывали.
     Однако в Москве решили поставить заслон на пути пиратских фильмов, записей и программного обеспечения. Скоро в городе создадут штаб, который перекроет пиратам кислород. Депутат Мосгордумы, член фракции “Единая России”, поэт и рок-музыкант Андрей КОВАЛЕВ выступил с такой инициативой, а мэр ее поддержал. В интервью “МК” г-н Ковалев подробно рассказал, что нас ждет.

     
     — Недавно я был у Юрия Михайловича, рассказал ему об уникальном питерском опыте по борьбе с интеллектуальным пиратством. За 8 месяцев уровень контрафакта, достигавший в Питере 80—90%, снизился вдвое. За полгода весь Невский проспект очистили от пиратской продукции. Ликвидированы 8 складов контрафактной продукции, пресечена деятельность двух мощных производств (стоимость оборудования только одного из них — 30 миллионов евро!), выявлено более 250 преступлений, связанных с нарушением авторских прав, 155 дел направлено в суд. Вынесен обвинительный приговор совладельцу крупнейшей розничной сети.
     — В связи с чем такие успехи?
     
— Дело в том, что в городе на Неве создан штаб по противодействию производству и реализации контрафакта. Туда вошли представители администрации города, правоохранительных и надзорных органов, бизнеса (правообладателей и продавцов) и общественных организаций. То есть все заинтересованные в борьбе с пиратской продукцией структуры. Штаб заседает каждую неделю, проводит рейды, но главное — там за столом переговоров сумели найти точки соприкосновения все участники рынка. Теперь их главный интерес — работа в легальном секторе. Юрий Михайлович Лужков поддержал идею создания в Москве подобного штаба. И уже дал соответствующие поручения. Мэр даже сказал, что первое заседание штаба проведет лично! Возможно, в городе разработают и комплексную программу “Москва без контрафакта”. Когда я начал кампанию против “фанеры”, мои коллеги-исполнители сказали: вы сначала с пиратами разберитесь, а потом уж беритесь за фонограмму. Потому что вместо того, чтобы зарабатывать деньги на своих дисках, исполнители вынуждены давать “фанерные” концерты.
     
     СПРАВКА "МК"
     В Москве уровень проникновения контрафакта на мультимедийный рынок не снижается несколько лет и составляет около 80%. Контрафактными дисками с лотков торгуют в 650 точках у метро, более чем в 300 павильонах в переходах, не считая вещевых рынков, торговых комплексов (это не менее 3000 точек).
     
     — Почему до сих пор борьба с контрафактом в Москве не была эффективной?
     
— С 2004 года при городском правительстве действует Межведомственная комиссия по интеллектуальной собственности. Но этого явно недостаточно. Завести сейчас уголовное дело в отношении пиратов очень сложно. На точке, где обнаружили контрафакт, нужно провести контрольную закупку, изъять товар, провести его экспертизу, оценить размер ущерба… Только после этого можно возбудить дело. Но! Специалистов для проведения экспертизы в столице не хватает, она длится до полугода, все это время хранить изъятое негде, установить правообладателя сложно (особенно если фильм зарубежный)… В Питере, к примеру, разработали методические рекомендации, как работать по статьям УК и АК. И создали экспертный центр со штатом специалистов. В итоге экспертизы там проводят за считаные дни.
     
     СПРАВКА "МК"
     По данным московского ГУВД за 2006 год, за нарушение авторских прав привлечены 158 лиц, за торговлю с лотков с использованием чужого товарного знака — 102 человека. Из незаконного оборота изъято 2,9 млн. единиц контрафактной аудио- и видеопродукции, и прекращена деятельность 27 производств по ее изготовлению.
     
     — Говорят, вы уже начали самостоятельную борьбу с контрафактом?
     
— Да, и давно. Я как увижу пиратский лоток — сразу ломаю. Сломал так уже несколько тысяч дисков. И ни один продавец, ни один (!), не сказал мне, что это незаконно. А все говорят, что там крутая мафия… Недавно вот у здания ФСБ увидел пиратский лоток…
     — Неужели сломали?!
     
— А как же! На глазах у всех. В том числе милиционеров. Но если серьезно, ломать пиратские диски — не выход из положения. Здесь нужно действовать рука об руку и государственным структурам, и общественным организациям, и СМИ. Нужно информировать людей о том, что приобретением пиратской продукции наносится нравственный урон личности и значительный ущерб бюджету. Во Франции вот развернули такую социальную рекламу: “Контрафакт — это не модно!” Мы хотим провести конкурс социальной рекламы на тему борьбы с пиратской продукцией под условным названием “Контрафакт — отстой!”. А пока у меня есть предложение: ввести национальную премию за вклад в дело борьбы с контрафактом. Вручать ее всем компетентным и прогрессивно мыслящим специалистам — судьям, милиционерам да обычным простым гражданам!
     — Вы думаете, кто-нибудь станет ломать диски, которые дешевле лицензионных? Поэтому они и пользуются таким спросом — вы не можете этого не понимать.
     
— Угнанные машины тоже дешевле. Но, покупая нелицензионные диски, подумайте: куда идут ваши деньги? В карманы подпольных воротил! “Теневики” и коррупционеры получают сумасшедшие прибыли, и если вам приятно их кормить — кормите! Другой момент: представьте, что вы долго трудились и в итоге что-то изобрели, сняли фильм, записали песню. И кому пойдет прибыль от вашего труда? Не вам, а “мастерам” подделки и разным коррумпированным личностям! Снижение цены лицензионной продукции уже идет — работает объективный рыночный закон. Уже можно купить лицензионный диск незначительно дороже — за 200 и даже 150 рублей. Производители стали выпускать два варианта DVD — один подарочный (дорогой, в красивой упаковке), а другой — обычный, дешевый, который по цене может конкурировать с пиратской продукцией. Но определенно лицензионный диск всегда будет дороже: в его производство заложены арендные платежи, налоги…
     Но, конечно, нужно помогать тем, кто продает легальную продукцию: снижать издержки, выдавать товарные кредиты, предоставлять продукцию на льготных условиях, работать с правообладателями — чтобы они не требовали свои отчисления сразу и в полном объеме, а, допустим, по мере реализации товара. Работа в этом направлении идет, и, думаю, максимально приблизить цены легальных и пиратских дисков вполне реально. Можно перенять передовой опыт того же Питера, где дали преференции магазинам, которые продают легальные диски, — они закупают продукцию по оптовым ценам и с отсрочкой платежа. В общем, тем, кто торгует по-честному, снизили издержки.
     
     СПРАВКА "МК"
     Ежегодно Россия теряет 3 миллиарда долларов от оборота контрафактной продукции.
     
     — Вы считаете, что, покупая пиратский диск, человек совершает преступление. По какой статье УК?
     
— Это преступление против совести и здравого смысла. Если контрафакт и дальше будет широко шагать по стране, творческие люди могут потерять стимул к созиданию, творчеству. Если страна не может по заслугам оценить интеллектуальный труд, возникнет соблазн поменять страну. Вспомните массовую “утечку мозгов” в 90-е годы. Создание выгодных условий для талантливых, способных людей — это важная государственная задача.
     — Сколько сейчас артисты получают за счет продажи своих дисков?
     
— Поверьте — это копейки.
     — А могли бы?
     
— Вот на Западе как: артист выпускает диск и устраивает концертный тур в поддержку нового альбома. Этим его выступления практически всегда и ограничиваются. А наши артисты вынуждены давать порой по 3—4 концерта в день, в ущерб их качеству. Их западные коллеги получают основной доход за счет продажи альбомов. Если вышел золотой или платиновый диск — все, человек стал миллионером.
     — У нас такого рода золотые диски практикуются?
     
— Есть премия “Рекорд”, которую артист получает за большое количество проданных дисков. Но продажи постоянно падают — по объективным причинам. Огромное количество записей уходит в Интернет.
     — Как вы считаете, создание нового штаба поможет благому делу борьбы с контрафактом?
     
— Думаю, однозначно. Если только он будет постоянно работать, строго следя за выполнением своих решений. И тогда мы сможем почувствовать разницу уже через полгода.
     — Как потребитель может отличить лицензионный диск от контрафактного?
     
— Если речь идет о фильмах, то очень просто. Если на DVD несколько фильмов, это контрафакт. На лицензионном диске бывает только один фильм. Еще можно отличить по внешнему виду: упаковка пиратских дисков блеклая, указания на производителя нет, нет голограммы.
     — Недавно вы стали членом Экспертного совета по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности при Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Чем он занимается?
     
— Совет работает очень активно. Благодаря его усилиям и, в частности, решительной позиции депутата ГД Алексея Лихачева в России ужесточились санкции статей УК “Незаконное использование товарного знака” и “Нарушение авторских и смежных прав”. Они перешли в разряд особо тяжких, а значит — по ним не предусмотрена амнистия и невозможно условное наказание. Правительством РФ готовится предложение об ответственности продавца контрафакта. Сейчас же, чтобы привлечь кого-то к ответственности, нужно было найти организатора. Если предложение будет принято, достаточным станет схватить за руку продавца пиратских дисков на лотке — и все, можно возбуждать уголовное дело. И вот тогда эти девочки и мальчики за лотками серьезно задумаются, стоит ли им связываться с торговлей контрафактом.
     — Какие у вас еще аргументы в пользу более дорогого лицензионного продукта?
     
— Ну нельзя покупать ворованное — не по совести это! Тут есть еще несколько аспектов. Во-первых, качество пиратской продукции всем известно. Каюсь — и сам раньше покупал контрафактные фильмы. Так вот: из пяти, дай бог, попадался один приличный, который не рябил и не дребезжал. Во-вторых, Россия идет к цивилизованному миру, хочет вступить в ВТО. Недавно американские эксперты присудили нашей стране первое место в мире по объему контрафакта. Из-за этого США могут наложить на нас торговые санкции. Это же наш престиж на мировой арене, у нас формируется имидж дикой страны. К тому же из-за контрафакта теряют деньги не только правообладатели, но и бюджет. А значит, мы строим меньше дорог, детсадов, школ, чем могли бы.
     — Вы — известный исполнитель. Сами страдаете от контрафактной продукции?
     
— Я очень часто вижу свои песни в пиратских сборниках — с Катей Лель, Дианой Гурцкой… В пиратском бизнесе такие сумасшедшие нормы прибыли (до 200%, тогда как в легальном бизнесе — 30%), что бороться с ним — это вам не пятивершковое бревно поднимать. Но дорогу осилит идущий.
     — А что с законопроектом о штрафах за пение под “фанеру” без предупреждения? Ходят слухи, что его заморозили…
     
— Это все сторонники “фанеры” распускают такие нехорошие слухи. Мы продолжаем работу над законом, провели уже несколько слушаний. И согласились с исполнителями, что “фанерой” нужно считать именно голосовую имитацию, а не инструментальную запись или запись акустических спецэффектов. Кстати, молодежь очень заинтересовалась борьбой с “фанерой”. Есть желающие провести акции на концертах — походить, послушать, раздать зрителям анкеты, а потом пойти в суды с исками на недобросовестных исполнителей, чтобы узнать, как работает статья 10 Закона о защите прав потребителей. Можно ожидать громких скандалов. Так что этим летом я бы всем исполнителям советовал не петь под фонограмму. Кстати, сам факт, что мы привлекли внимание к этой проблеме, вызвал появление хорошей моды — петь вживую. “Фанера” станет полным отстоем, как и контрафакт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру