Музы живут в “Мусейоне”

В искусствоведы можно идти с 5 лет

28 мая 2007 в 00:00, просмотров: 348

  Трехлетний Ваня везде ходит с оружием. Двумя пистолетами. Так и в Пушкинский пошел. На входе удостоверились, что “стволы” никакой пластмассой или пистонами не заряжены. По пятам ходили строгие смотрительницы. Но встречи с прекрасным юного милитариста не лишили — к детям в Пушкинском музее относятся трепетно.
     Вот группа малышей окружила египетскую мумию. Это не просто юные посетители — об экспонатах они знают больше иных взрослых. А еще — воплощают свои “культурные эмоции” в красках.
     “МК” выяснил, как можно стать начинающим искусствоведом.

     
     Центр эстетического воспитания детей и юношества “Мусейон” при Пушкинском музее сам еще “младенец” — открылся в январе 2006 года. Однако идея его создания родилась еще в 20-х годах прошлого века. А в конце 50-х при Пушкинском начали работать кружки для детей.
     Изостудия “Мусейона” — для самых маленьких. Набирают три-четыре группы по 10—15 человек, а мечтают попасть в “Мусейон” больше ста. “Мы берем малышей начиная с пяти лет. На собеседование ждем ребенка, его родителей и рисунки, — говорит Наталья Бочарова, заведующая сектором художественного воспитания. — Творческая папка — чем толще, тем лучше”.
     “Есть дети, которые все время увлеченно рисуют. Такие нам и нужны”, — подтверждает Наталья Фомина, заведующая детским центром.
     Студийцы приходят в центр два раза в месяц. Урок длится полтора часа. Главное, чтобы ребята поняли: музей — это место, в котором хранится все лучшее, отобранное человечеством за века. Первые шаги в искусство — экскурсии.
     Понятно, что пятилетний ребенок не способен воспринять “взрослый” анализ — картину или скульптуру пытаются “читать по слогам”. Художники-искусствоведы подробно рассказывают, из чего сделан Аполлон, почему на картине изображен Зевс... На примере экспонатов ребята постепенно узнают об истории Древнего Египта, Греции, Рима...
     “Сначала они занимаются в залах музея. Выбегают оттуда с горящими глазами и не уходят из студии, пока не выразят на бумаге свои впечатления”, — говорит Наталья Фомина.
     Студийцы получают и задания на следующий урок. И приносят “экспонаты” из дома — например, изображение любимого кота или рисунок своей комнаты.

* * *

     Если карапузу неловко одному в незнакомой обстановке, он может ходить в школу вместе с родителями. В изостудии дети продолжают заниматься и в 10—12 лет, некоторые особо одаренные поступают в художественные школы.
     Начиная с пятого класса, все желающие могут посещать Клуб любителей искусства. Лекции проходят в аудитории, а семинары — на экспозиции. Здесь принцип простой: чем ученик старше, тем более поздний период истории ему достается. Пятиклашки методично изучают историю древнего мира, 6-е классы знакомятся со Средневековьем, семиклассники “погружаются” в XVII век.
     Впрочем, сколько бы лекций школяр ни прослушал, лучший способ изучить историю — “испытать” ее на себе. Как? Да очень просто — сыграть роль какого-нибудь исторического персонажа. Каждый учебный год в клубе завершается представлением. Дети надевают костюмы, которые сшили сами, и разыгрывают на сцене Гомера или Мольера.
     Клуб юных искусствоведов — еще и помощь в профориентации. Некоторые выпускники оканчивают профильные факультеты вузов и возвращаются работать в музей...
     Ребята приходят не только на занятия и спектакли — то на выставку своих же рисунков, то на вечер памяти Бродского, то на концерт музыки барокко. Юные искусствоведы бывают на всех крупнейших выставках столицы, ездят с экскурсиями по древнерусским городам.
     Мастерские центра всегда заполнены до отказа. “Если раньше работы на экспозицию, даже детскую, мы отбирали по художественным критериям, то сейчас стараемся выставить как можно больше рисунков и поделок. Чем чаще дети смотрят на свои работы, тем больше вспоминают ту картину, скульптуру, миф или сказание, которым посвящены их “шедевры”, — считает Наталья Фомина.
     
      P.S. “Мусейон” не закрывает свои двери и на каникулах. Воспитанников многих городских школьных лагерей ждут экскурсии по залам музея и занятия в творческих мастерских. Уже сформированы группы учеников художественных студий, школ и вузов для занятий на пленэре. В июне открывается выставка детского рисунка “Музыка и мы”. В июле ожидаются регулярные показы фильмов об искусстве.
     Также на протяжении всего лета сотрудники центра будут консультировать родителей по вопросам выявления художественных способностей ребенка на ранних стадиях развития. Для этого достаточно показать детские рисунки и побеседовать со специалистом.
     
     “Мусейон” в переводе с греческого означает “храм”, “святилище муз”. В III веке до н.э. в Египте был основан Александрийский мусейон. Там работали ученые из разных стран Средиземноморья — создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил, великий математик Архимед, замечательный механик Герон. Там же находилась знаменитая библиотека.
     



Партнеры