Деньги на поле

Во всем мире гольф – это показатель не только умения общества красиво проводить время, но и уровня развития страны. За два десятка лет существования в России он превратился из чужеземной забавы в самое модное увлечение. Более того, как подсчитали в Ассоциации гольфа России, скорость, с которой эта игра получает распространение, позволяет прогнозировать, что к 2018 году в стране должно появиться около 500 полей, а объем инвестиций в эту сферу составит не менее 20 млрд. долларов.

У гольфа есть все основания стать народным видом спорта и в нашем отечестве. Неважно, что еще совсем недавно большинству граждан он был знаком разве что по кинофильмам «из жизни состоятельных людей». В последнее время гольф находит все больше почитателей. Разговоры о том, что это игра для избранных, уходят в прошлое. Не останавливает же наших горнолыжников тот факт, что экипировка обходится не менее чем в тысячу долларов, а лучшие склоны для спуска пока далеко за рубежом.
К тому же, полагают специалисты, велика вероятность, что с 2012 года гольф станет олимпийским видом спорта. Не в правилах России упускать возможность продемонстрировать свои успехи в чем бы то ни было. Но пока из-за загруженности полей наши игроки набирают профессионализм, а вместе с ним и гандикап в зарубежных гольф-клубах.

АМБИЦИОЗНАЯ ЗАДАЧА

Однако есть и другая причина бурного распространения этого не только профессионального спорта, но и активного отдыха, практически не знающего возрастных границ. Оказывается, вкладывать деньги в гольф-поля очень выгодно. И как всякий доходный бизнес, он требует постоянного расширения.
Учитывая скорость, с которой получает распространение гольф, к 2018 году, подсчитали в Ассоциации гольфа в России, у нас должно появиться около 500 полей, а объем инвестиций в эту область в стране составит не менее 20 млрд. долларов.
Говоря о «программе 500 сооружений для гольфа», в ассоциации имеют в виду стандартные 18-луночные гольф-поля.
Кстати, к гольф-сооружениям относятся гольф-поля, имеющие количество лунок, кратное трем (как правило, девять или восемнадцать), с игровой длиной не менее 1375 метров для гольф-поля на 9 лунок. И не менее 2750 метров – для гольф-поля на 18 лунок. Также сюда входят поля для мини-гольфа, поля для короткой игры «Питч энд патт», поля «Пар-3» и другие сооружения.
Впрочем, окончательный тип сооружения для гольфа определяет застройщик в зависимости от потребностей региона или города, параметров земельного участка и концепции застройки. В последнем случае, если речь идет о 9 лунках, теоретически программа предусматривает появление более 1000 разнообразных сооружений.
В любом случае задача амбициозная. Но, как считают профессионалы, вполне выполнимая. Экономическая логика прогноза основывается на объективных оценках. «Исходя из мировой практики, одно стандартное 18-луночное поле, – рассказывают в ассоциации, – рассчитано на 25–30 тыс. населения. Мы же взяли за основу 300 тыс. населения на одно стандартное 18-луночное поле. Из них одна тысяча человек становятся клиентами этого поля. Если считать, что 0,003% 140-миллионного населения страны – это потенциальные игроки, получается около 500 тыс. человек».
Конечно, не следует забывать, что мир этой увлекательной игрой занимается более 500 лет. В России, где первое поле появилось в 1987 году, лишь с 2004 года число играющих стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Сегодня в России выходят на «грин» около 15 тысяч человек.
Однако при сравнении этих показателей с мировыми прогноз в 500 полей для такой огромной страны, как Россия, в ассоциации считают даже пессимистичным.

ПОЧЕМУ ГОЛЬФ, А НЕ ФУТБОЛ?

Почему строительство мест для игры в гольф, а, скажем, не футбольных полей обретает у инвесторов такую привлекательность? В футбол играют тысячи человек, а смотрят его миллионы. В гольф играют более 100 млн. человек. С удовольствием наблюдают за игрой со стороны – не меньше. Это самый массовый вид спорта. И единственный, имеющий круглосуточные каналы телевидения.
Прагматичный подход к гольфу вполне оправдан. Например, в США «меланхолическое забрасывание мячей в лунки» приносит весомый вклад в ВВП страны – шестой по значимости.
Однако основную прибыль в гольфе дает не столько сама игра, сколько предоставление сопутствующих услуг: обучение игре, туризм, гостиничный бизнес, профессиональная экипировка, инвентарь и многое другое.
Например, для изготовления клюшек используется высокотехнологичный материал, применяемый при производстве «Шаттлов». Гольф – это целая индустрия, поскольку включает в себя производство одежды, сопутствующих товаров. Гольф тянет за собой огромные рекламные обороты, баснословные вознаграждения рекордсменам. «Тайгер» Вудс, заработав за 2005 год 87 млн. долларов, стал среди прочих своих коллег самым высокооплачиваемым спортсменом мира.
Призовые фонды профессиональных гольф-турниров достигают 3,5 млн. долларов, а в наиболее серьезных соревнованиях и 8 млн. В целом мировой оборот гольфа исчисляется сотнями миллиардов долларов.

ПРИБЫЛЬНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Но самое главное, что эта сфера жизнедеятельности человека – колоссальный сегмент на рынке недвижимости. Гольф начинается с поля. А оно уж потом обрастает инфраструктурой: коттеджами, отелями, ресторанами, магазинами и еще бог знает чем. Из 100 га земельного участка 70 га занимает непосредственно гольф-поле. А 1/3 территории – сопутствующие сооружения. Именно такое минимальное соотношение, рассказывают профессионалы, делает проект выгодным, инвестиционно привлекательным.
Вся «экономика» проекта, то есть доход от него, идет за счет коммерческой недвижимости. А гольф лишь влияет на увеличение ее стоимости – в среднем от 25 до 40%. В «сферу влияния» попадает все, что находится в пределах 25 км.
На строительство самого поля в Московском регионе уходит 2–3 года, еще 1 год требуется, чтобы оно достигло соответствующего качества. Сроки окупаемости проекта даже с учетом привлекаемых кредитных средств не превышают 4,5–5 лет.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ ПОЛЕ

Стоимость дизайн-проекта гольф-поля может составлять 200 тыс. долларов, а может достичь и 1,5 млн. и даже более. Цену определяет известность дизайнера. Проекты гольф-полей делают только профессиональные организации. В мире этим бизнесом занимается около 150 компаний, лидируют среди них английские и американские.
Поскольку отечественные специалисты в этой области только набираются опыта, в основном приглашают иностранцев, основные представители уже ведут деятельность в России.
Строительство поля, первоначальный шейпинг – возведение холмов, сооружение водных препятствий, проведение дренажных работ, ирригационных систем, посев травы и так далее обходится в сумму от 3,5 до 30–40 млн. долларов. Хотя, говорят, чем более естественным, нетронутым остался ландшафт, тем выше ценится гольф-поле.
Средства, потраченные на содержание гольф-полей, как правило, возвращают, продавая членство в клубе или за счет ежегодных взносов и доходов от игры.
Зато чем лучше поле, тем больше шансов на проведение престижных соревнований с участием игроков международного класса. Таким образом, гольф-поле обретает высокий статус, что, в свою очередь, увеличивает стоимость окружающей его недвижимости.
А вот неоправданная экономия влечет за собой не только соответствующее качество поля, но и снижение стоимости сопутствующей застройки. Дешевле будут членские взносы и участие в играх.
Главная проблема развития гольфа сегодня, считают инвесторы, не в отсутствии места или денег, а в высоких арендных ставках на землю и трудностях, связанных с оформлением прав на земельные участки и получением соответствующих согласований. По рассказам прошедшего этот путь девелопера, самым сложным было получить права на земельный участок и всю разрешительную документацию. На это у него ушло около 3 лет.
Однако со временем местные власти чинят препятствия все меньше. Многие из них уже убедились: гольф выгоден для региона. Скажем, один из давних гольф-клубов в Нахабине – крупнейший налогоплательщик Красногорского района. И это не считая того, что в его обслуживании занято 350–400 людей.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Гольф-бум за последние несколько лет охватил всю Россию – от Калининграда до Хабаровского края. Вложением средств в российские гольф-индустрию и гольф-туризм интересуются бизнесмены из разных стран. Так, в проекте строительства гольф-поля в Павловске (частично оно будет заходить на территорию Павловского парка), по сведениям СМИ, инвестором выступает скандинавская компания.
Сейчас в России действует 8 гольф-сооружений – в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, в Ростовской области, на Дальнем Востоке. В Геленджике объект строится. Помимо этого рассматривается более 10 проектов. География широкая – начиная от Калининграда и заканчивая Дальним Востоком. Только на территории Петербурга и Ленинградской области планируется построить как минимум четыре новых сооружения для игры в гольф.
Пример Татарстана, где появилось соревновательное гольф-поле, показателен с точки зрения механизма капиталовложений. Инициировал строительство московский банк, он же стал инвестором, но в финансировании проекта участвовало и правительство республики.
Так что помимо собственных или привлеченных кредитных средств инвестора возможны и вложения местных властей. Никакого альтруизма, только бизнес.
Если в крае есть подходящая для гольфа, с интересным природным ландшафтом территория более 100 га, стоит ли отказываться от 50- миллионных инвестиций?
В каждой из намеченных правительством семи национальных экономических зон рекреационного типа – в Краснодарском крае, на Байкале, Алтае – планируется предусмотреть размещение сооружений для гольфа.
На плечи государства ложится развитие инфраструктуры – дорог, сетей; все остальное, как правило, берут на себя инвесторы.
«Да, у нас в гольфе нет давних традиций США или Великобритании, – говорит Константин Кожевников, президент Ассоциации гольфа России, – точнее те, что были до революции, утрачены. Сама игра не достигла популярности, свойственной ей в мире. Наш климат, конечно, далек от испанского, и в среднем на наших полях можно играть не более чем по полгода, хотя есть и «круглогодичные» исключения, например, Черноморское побережье. Но, как показывает мировой опыт, и шести активных месяцев достаточно, чтобы прямые инвестиции в клуб – разумеется, при условии постоянного использования его инфраструктуры – быстро окупились.
Если мы постараемся вырваться из власти стереотипов, расширить горизонты не только наших убеждений, но и инвестиционных возможностей, я не сомневаюсь, что гольф в России будет очень распространенной сферой вложений, а страна получит уникальный шанс стать одним из самых привлекательных туристических маршрутов для миллионов гольфистов».   

ДОСЬЕ

Сегодня в мире насчитывается свыше 32 тыс. гольф-полей и около 100 млн. игроков. Очевидно, что такая популярность была бы невозможной, если бы игра была доступна исключительно миллиардерам и воротилам бизнеса.
Одной из стран, где гольф-индустрия представлена наиболее широко, является США. Более 27 млн. американцев играют в гольф регулярно. А всего в стране 37 млн. его поклонников, что является мощным стимулом развития бизнеса в этой сфере.
В США только основные направления гольф-индустрии – инвестиции в гольф-клубы, поставка аксессуаров и оборудования, освещение гольфа в СМИ, проведение турниров и благотворительных мероприятий – принесли в 2006 году свыше 40 млрд. долларов. С учетом же доходов от недвижимости и туризма гольф-индустрия США вышла в 2006 году на уровень 65 млрд. долларов. Этот результат примерно сопоставим с производством кинопродукции и звукозаписей и превосходит доходы от угледобычи.
В Великобритании рынок оборудования для гольфа оценивается в 400 млн. фунтов стерлингов, 500 млн. фунтов ежегодно вносится в качестве членских взносов, билетов на соревнования и платы за игру на полях.
Упомянутые цифры свидетельствуют о том, какое важное значение имеет гольф для экономики США и Великобритании. Данные по этим двум странам вполне показательны для мирового рынка гольфа и позволяют утверждать, что гольф является одним из наиболее перспективных в плане бизнеса видов спорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру