Маэстро, накачайте марш!

Корреспондент "МК" сыграл на репродукторе

2 июня 2007 в 11:30, просмотров: 572

Репортеру "МК" представилась уникальная возможность сесть за пульт необычного аппарата и ощутить себя чуть ли не Святославом Рихтером. На таком инструменте «исполнитель» не играет, а «накачивает» музыку.

— Пиано-репродукторы появились в начале ХХ века и пользовались популярностью в плоть до 1930-х годов, — рассказывает куратор выставки Валентин Лебедев. — Здесь используется перфолента с несколькими десятками дорожек, на которой записана не просто последовательность звуков, а музыка, исполняемая конкретным пианистом, — в комбинации отверстий, пробитых в бумаге, закодированы индивидуальные «штрихи» исполнения каждой музыкальной фразы: сила нажатия на клавишу, скорость нажатия…  Такое автоматическое устройство управляет обычными молоточками пианино, ударяющими по струнам, только вместо клавиш работает пневматика: человек, сидящий за пультом, должен с помощью ножного привода постоянно откачивать воздух из специальных резервуаров. В свое время для пиано-репродукторов тиражировались на перфолентах даже авторские записи многих выдающихся музыкантов — Рахманинова, Гершвина, Пендерецкого…

Демонстрируемый экземпляр — «гибридный». В свое время в музей обратился человек, который предложил взять у него частично сохранившийся музыкальный автомат.

— Мы потом придумали, как дать ему голос: вместо струнного блока от пианино поставили линейку из современных оптико-электрических датчиков, которые «видят» отверстия в перфоленте и подают соответствующие сигналы на компьютер, синтезирующий звуки фортепиано.

В новой экспозиции представлены и другие автоматические музыкальные «прибамбасы», которые радовали слух наших  прапрадедушек. Вот, например, «поющий» дамский несессер для рукоделия, — сверху уложены ножницы, наперсток, игольница, а под ними спрятан механизм — маленький валик с многочисленными штырьками и гребенка из металлических «язычков» разной длины. При вращении валика штырьки по очереди задевают нужные пластинки, и звучит нежная мелодия.

Такой же принцип записи музыки в виде определенного набора штырьков на вращающемся валу использовали в позапрошлом веке в музыкальных ящиках, которые производили многочисленные фирмы в Германии, Франции, Италии… Придумали наши изобретательные предки и другой тип музыкальных машин. Вместо валиков использовались (как писали в старых прейскурантах) «металлические ноты» — диски с выступами-язычками.

Валентин Лебедев подошел к стоящему у стены большому, украшенному резьбой ящику, похожему отчасти на настенные часы. Только вместо циферблата под стеклом дверцы виден тонкий металлический диск, испещренный дырочками. Несколько поворотов заводной рукоятки, — и мы слушаем очередной миниконцерт.  

— А вот автоматы иного рода — так называемые занимательные. Была, например, мода на механических поющих птиц в клетках.

Представленная конструкция изготовлена в Париже в конце XIX века и называется «Дерево с птичками, часами и родником». После поворота заводного ключа начался настоящий кукольный спектакль: колибри (к слову сказать, они сделаны в настоящем оперении!) стали перепархивать с ветки на ветку, самец кормил самочку, сидящую в гнезде, а из родника лилась струйка воды. Правда при более внимательном рассмотрении она оказалась всего лишь вращающейся стеклянной спиральной трубочкой, но эффект впечатляющий!

Рядом — позолоченная клетка с более нарядной и крупной птичкой-роботом. После пуска она очень натурально зашевелилась на жердочке и стала щебетать, раскрывая и закрывая в такт клювик.

— В цоколе клетки спрятан не только движущий механизм, но и музыкальный. Французский умелец сделал пневмосистему с обычной свистулькой, через которую подается воздух от миниатюрных мехов. Тон звучания меняется за счет перемещения поршенька, тоже управляемого автоматически… Интересно, что те старые мастера записывали звук, слушая пение настоящих птиц. Его перекладывали затем на ноты и подбирали подходящее звучание свистелок. Между прочим, эта птичка — легендарная. Именно с нее началась наша коллекция автоматов. Эта чудо-игрушка принадлежала знаменитой балерине Матильде Кшесинской, и ее привезли в Политехнический из Ленинграда в середине 1920-х: работавшая тогда в северной столице комиссия по распределению реквизированного дворцового имущества выделила этот музыкально-развлекательный автомат Политехническому музею.



Партнеры