МАГИСТРальный путь российского образования

Отечественные вузы разделят на три группы

3 июня 2007 в 20:00, просмотров: 805

  Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о переходе на многоуровневое высшее профобразование — бакалавриат — магистратура. Жарких споров по этому поводу не было. 5 июня ожидается второе чтение. Вот тогда-то и развернется основная дискуссия…
     Противники перехода на новую систему приводят такие аргументы: вузы будут выпускать бакалавров-недоучек, а магистратура станет в основном платной и недоступной для большинства. Кроме того, молодых людей сразу после окончания бакалавриата будут забирать в армию, лишив возможности (даже теоретической) продолжить обучение в магистратуре.
     Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко возразил на это: “Бакалавриат дает возможность сделать выбор специальности более осмысленным. Магистратура же станет целевой подготовкой под конкретное рабочее место, а все разговоры о преимуществах специалистов по сравнению с якобы недоучками бакалаврами не более чем миф. На самом деле больше половины специалистов требуют не доучивания, а полного переучивания”.
     Трудно не согласиться. Большинство работодателей жалуется на то, что выпускники, даже самых престижных вузов, плохо представляют себе, что такое современное производство, не знают оборудование, не хотят дополнительно учиться и повышать квалификацию. Эти “полузаготовки” с дипломами приходится отправлять на специальные тренинги и семинары, тратить на их доводку большие деньги.
     Бакалавриат поможет сократить расходы как работодателям, так и самим ребятам. За четыре года студент получит набор необходимых знаний и умений, а окончательно его заточат под конкретное рабочее место на производстве. Двухлетняя магистратура предназначена для более глубокого, фундаментального изучения специальных дисциплин с уклоном в науку.
     По поводу возможных проблем с армией Андрей Фурсенко заявил: “Вуз не место, где прячутся от военной службы”. Не секрет, что некоторые учебные заведения не дают знаний, а откровенно торгуют отсрочками от армии. Таким “образовательным конторам” придет конец.
     Руководитель Комитета по образованию и науке Госдумы Николай Булаев считает, что узкая специализация выпускников вузов скоро уйдет в прошлое: количество специальностей резко сократится — с 500 до 150, а 120 программ бакалавриата урежут до 100. Зато значительно расширится магистратура.
     А среди руководителей российских альма-матер существует мнение, что вузы нужно разделить на три группы: элитные (40—80 учебных заведений), массовые (примерно 300) и аутсайдеры (остальные). В первую группу войдут ведущие университеты и академии. Они станут готовить в основном магистров, причем не только после собственного бакалавриата, но и с привлечением желающих со стороны. Вторую группу составят массовые вузы. Большинство студентов станет учиться именно в них и получать дипломы бакалавров. Потом они либо смогут начать работать, либо пойдут в магистратуру элитного вуза.
     Третья группа — те институты, в которых низкий уровень образования. Их либо закроют, либо сольют с более сильными учебными заведениями. Во всем мире средняя численность студентов университета — 20—30 тысяч человек, у нас — 5 тысяч. Поэтому процесс слияния неизбежен. Он наметился уже сейчас — Сибирский и Южный федеральные университеты образуются путем объединения нескольких вузов.



Партнеры