Африканцы чернеют, русские бронзовеют

В Венеции открывается 52-й биеннале современного искусства

  Официально для публики павильоны самого престижного арт-фестиваля заработают 10 июня и закроются лишь 21 ноября. Но уже сейчас прекрасные сады Джардини полны народа — это тысячи журналистов со всего мира съехались на предпоказ биеннальной экспозиции.
     77 стран — рекордное количество — принимают участие в нынешнем биеннале. Треть из них имеют в Джардини собственные павильоны, многим из которых (в том числе российскому, построенному по проекту архитектора Щукина) почти 100 лет. Остальные же экспозиции оккупируют все общественные здания Венеции — от музеев до кафедральных соборов. Как и на знаменитом кинофестивале, у биеннале тоже есть свой “Золотой лев”. Приз за лучший павильон вручается по традиции в день официального открытия арт-праздника. На этот раз “львов” оказалось два — за заслуги перед искусством и достижения в жизни одного уже присудили известному африканскому фотографу из Мали — Малику Сидибу.
     Африка — главная тема нынешнего форума. Новый куратор — Роберт Сторр — объявил, что все африканские павильоны разместятся в легендарном Арсенале, историческом оружейном хранилище, где обычно проходили масштабные международные выставки. Экспозицию африканского искусства назвали “Контрольный список”, а произведения взяли из коллекции современного искусства стран Африки, принадлежащей Синдике Доколо и находящейся в столице Анголы Луанде. 150 художников из 21 страны Черного континента покажут здесь 600 работ.
     Впрочем, удивить публику собираются и другие страны. Павильон Франции взяла под свое крыло фирма Chanel, и ее главный дизайнер Карл Лагерфельд курирует возведение громадного мобильного сооружения, где покажут концептуальное искусство Софи Каль. Американцы и вовсе привезли произведения художника, которого нет на этом свете уже 10 лет! Американец кубинского происхождения Феликс Гонзалес-Торрес (1957—1996) уже участвовал в венецианском биеннале — в 1995 году он проектировал инсталляцию для павильона США — и вскоре умер от СПИДа. Сейчас организаторы собираются осуществить многие нереализованные тогда идеи художника. Это своеобразный ироничный взгляд на Америку, сотворенный из самых повседневных вещей — кип бумаги, афишных тумб, фотографий.
     Некоторое недоумение вызвал у многих список участников делегации Украины (она в Венеции второй раз). Заявлено 8 художников, из которых четверо иностранцы, а другие четверо живут за рубежом. Двое из них — Сергей Братков и Борис Михайлов — все последние годы позиционировались как российские художники (Братков, участник нашей прошлой экспозиции в Венеции). Уже сейчас павильон Украины рекламируется как сенсация биеннале — его спонсором стал Виктор Пинчук, зять Кучмы и украинский олигарх.
     Сенсацией стало известие о том, что впервые параллельно с биеннале современного искусства в Венеции открывается и ярмарка современного искусства. Подробностей о том, где она будет происходить и что собой представлять, пока нет, известно лишь, что место для нее определено в ближайшем пригороде. Многие профессионалы уже морщат нос от подобного купеческого соседства.
     Что касается российского павильона, то здесь программа давно известна. Новый комиссар Василий Церетели уже почти полгода озабочен реставрацией исторического особняка, а куратор Ольга Свиблова тем, дошли ли в целости и сохранности до Венецианской лагуны многочисленные мониторы из Москвы. Почти вся российская экспозиция будет транслироваться именно через них. Мониторы будут в душевой кабине (проект Александра Пономарева и Арсения Мещерякова). Красивая инсталляция Андрея Бартенева называется “Поле одиноких сердец” и состоит из светодиодных сердец с бегущей строкой Lost Connection на фоне опять же мониторов. Еще на одном экране группа АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский + Владимир Фридкес) покажут 3D проект “Последнее восстание” — этакий киберэпос под музыку Вагнера. И наконец, самый большой плазменный монитор украсит фасад павильона. С его помощью Юлия Мильнер устраивает интерактивную игру с публикой, и в телевизоре всегда можно увидеть, носители какого из земных языков нажали в компьютере фразу Click I hope (кликая, я надеюсь).
     Но интрига от наших все же ожидается. Вполне вероятно, что российский павильон может предстать на открытии в непривычном, но первоначальном виде. Долгие годы он был желтый, но в этот раз организаторы грозятся восстановить исторический зеленый цвет стен, красную крышу и венчающего ее бронзового двуглавого орла. Об этом — в следующих номерах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру