“Я человек Nissan от макушки до пяток”

Для концерна Nissan российский рынок сегодня является одним из наиболее приоритетных

5 июня 2007 в 00:00, просмотров: 1954

  О дальнейших перспективах и планах “ЭВ” рассказал Тору САЙТО, управляющий директор “Ниссан Мотор РУС”.
     
     СПРАВКА “ЭВ”

     Тору Сайто, управляющий директор ООО “Ниссан Мотор РУС”, родился в Японии 16 января 1960 года. Закончил университет Кейо, получив степень бакалавра факультета экономики. В компании Nissan на разных должностях трудится уже более 25 лет. Начинал в 1982 году с менеджера по связям с общественностью Nissan Motor Company Ltd. С 1991 аналогичные функции выполнял в Nissan Europe N.V. Через несколько лет стал специалистом отдела продаж. В 1997 году еще одно назначение: на этот раз менеджером в отдел Ближнего Востока. Перед вступлением в должность управляющего директора “Ниссан Мотор РУС” (2004 год) Тору Сайто являлся старшим менеджером по продажам и маркетингу отдела Ближнего Востока. Женат, имеет двоих детей.
     
     — Господин Сайто, не могли бы вы для начала подвести итоги минувшего года?
     
— Ушедший финансовый год оказался для нас не самым удачным. На нескольких весьма важных для нас рынках, например в Японии и США, произошел даже небольшой спад продаж. Это обусловлено несколькими негативными факторами. Если к росту конкуренции мы готовы, то предсказать существенный рост цен на топливо и сырье было значительно сложнее. Данные обстоятельства вне нашей власти, но тем не менее компанию это не пугает, поскольку сегодня с финансовой точки зрения Nissan чувствует себя довольно уверенно. Так, в ушедшем финансовом году маржа операционной прибыли составила 7,4%, что является одним из наиболее высоких показателей в отрасли. Кроме того, у нас есть потенциал. В текущем году Nissan планирует выпустить на мировые рынки 11 новых моделей и внедрить ряд новых технологий.
     — А что в России?
     
— Здесь у нас проблем нет. То есть они, конечно, есть, но более приятного свойства. Российские показатели, безусловно, радуют. Спрос уверенно растет. В глобальном смысле Россия сегодня является для Nissan одной из наиболее перспективных стран. В 2003 году мы продали здесь всего 9 тыс. автомобилей, тогда как в 2006-м уже 75 тыс.
     — Можно ли было предугадать резкое повышение спроса, чтобы избежать очередей? И насколько изменился имидж России в глазах вашего руководства?
     
— Опередить, насколько стремительный рост рынка, мы пока не можем, хоть и работаем над этим. Период превращения России в серьезного игрока оказался весьма скоротечным. Когда в 2004 году начала свою работу компания “Ниссан Мотор РУС”, особого внимания этому рынку в Японии не уделялось. Нас было 20 человек (сегодня 150. — “ЭВ”) и мы не получали столь мощной, как сейчас, поддержки из штаб-квартиры. Так, только рекламный бюджет увеличился за прошедшее время в 10 раз. Значительно выросли затраты на маркетинговую активность. В рейтинге Nissan по количеству продаж Россия в прошлом году стала шестой страной после США, Японии, Китая, Мексики и Великобритании. Сегодня мы предлагаем 13 моделей и некоторые из них, как, например, Teana и Almera Classic, из всех европейских рынков представлены только здесь. Кроме того, мы занимаемся адаптацией качества автомобилей, усилением некоторых их сторон и свойств в соответствии с исключительно российскими условиями эксплуатации.
     — С какими проблемами Nissan сталкивается в России?
     
— Основной головной болью для нас сегодня является логистика. Очень большой спрос на автомобили порождает элементарную нехватку кораблей для их транспортировки в Россию. Кроме того, рост спроса ставит и другие задачи. Например, увеличение мощностей дилерских центров как в плане продаж, так и сервисного обслуживания. Причем при расширении мы следим за тем, чтобы качество обслуживания клиентов не пострадало. К сожалению, приходится признать, что иногда мы не можем назвать клиенту срок доставки его автомобиля. Это, конечно, неприятно, но мы стараемся предвосхитить спрос. Сегодня максимальный срок ожидания отмечается на модель Quashkai, которая вышла на рынок в марте, — это ноябрь-декабрь. Наши прогнозы по этой модели оказались не настолько оптимистичными. Признаю, мы были слишком консервативны. Также немного подождать придется Almera Classic и Nissan Note.
     — А как складывается бизнес в регионах?
     
— Мы начали развитие своей дилерской сети с Москвы и центральной части России, но не так давно у нас появились партнеры и в Сибири. Это Тюмень, Сургут, планируем открыть центр в Новосибирске. Безусловно, пойдем и на Дальний Восток. Но не так быстро. Это очень далеко от Москвы, и спрос там не столь высок. Но уже в нынешнем году мы будем оценивать потенциал дальневосточного рынка и возможности партнеров, с которыми можно работать. На сегодня у нас числится 37 официальных дилеров — компаний партнеров и порядка 45 дилерских центров.
     — Парк автомобилей Nissan в последнее время значительно вырос. Успевает ли техническое обслуживание за продажами?
     
— На сегодняшний день наша сервисная сеть имеет достаточно мощностей для удовлетворения всех вопросов по сервису. Но в этом и следующем году мы прогнозируем дальнейший рост продаж, что заставляет нас думать о будущем. Поэтому мы уже сейчас наращиваем сервисные мощности, стараясь стимулировать наших партнеров к увеличению количества центров. Кроме того, ведется работа над увеличением эффективности уже имеющихся станций. Что касается механических работ, плановых ТО, очередей удается избежать. На техосмотр можно записаться за 1—2 дня. Но с кузовными работами подождать придется чуть больше, неделю — десять дней. Впрочем, ситуацию в целом нельзя назвать неудовлетворительной.
     — Какие новинки мы можем ожидать в ближайшее время?
     
— К сожалению, сегодня я не могу в деталях говорить о новых продуктах, которые будут запущены на рынок. Пока это конфиденциальная коммерческая информация. Но, безусловно, у Nissan весьма серьезные виды на Россию. Мы планируем выпускать на рынок две-три новые модели ежегодно. В этом году их три. Одна из них — Quashkai — уже продается и пользуется грандиозным успехом. Скоро начнутся продажи обновленного X-Trail, на который также возлагаются большие надежды. И затем появится Tiida в кузове седан и хэтчбек, очень важная для нас модель, поскольку сегмент “С” нынче является наиболее быстрорастущим в России.
     — Чем можно объяснить беспрецедентный успех Quashkai?
     
— Если в двух словах, то успех продукта обязан его уникальности. Quashkai не похож ни на что другое, и никто из наших конкурентов не предлагает ничего подобного. Доступная цена, возможность заказа переднеприводных и полноприводных версий, компактность, легкость в управлении. Словом, успех модели обусловлен целым комплексом достоинств. Прибавьте сюда возможности внедорожника, хорошую управляемость и достойный уровень комфорта. Присутствие во всех сегментах рынка и формирование новых — наша маркетинговая политика. Nissan должен выделяться среди конкурентов благодаря развитию новых концепций, новых типов авто. И Quashkai, в частности, является олицетворением этой философии.
     — С момента появления Infiniti на российском рынке прошло уже достаточно времени. Насколько оправдываются ожидания на предмет востребованности вашей люксовой марки?
     
— Официальные продажи автомобилей Infiniti стартовали осенью, полгода назад. Возможно, еще рано давать оценку. Но я могу с удовольствием констатировать, что покупатели выделяют эту марку среди других премиум-брендов. Они видят в ней характер, способны оценить новый уровень услуг и качество самого продукта. Продажи Infiniti начаты в трех дилерских центрах (два в Москве и один в Санкт-Петербурге. — “ЭВ”). Модельная линейка включает три модели: седан М, кроссовер FX и недавно к ним присоединился седан Infiniti G. Что касается продаж, то их объем довольно высок. Например, в апреле было продано 600 автомобилей, и это неплохой показатель. В марке заинтересованы не только покупатели, но и дилеры, подтверждением чему служит масса заявок от компаний, желающих начать бизнес по продажам и обслуживанию Infiniti. Многие готовы инвестировать значительные суммы. Так, один из наших московских партнеров вложил в строительство нового центра более $50 млн.
     — У вас есть мечта?
     
— Японские менталитет и культура подразумевают реализацию своей мечты с помощью работы. Я предпочитаю заниматься интересным и полезным делом, приносящим удовольствие. В России я работаю не для того, чтобы заработать деньги и отправиться в отпуск в Европу. Я работаю, чтобы развивать себя, свою личность. И если компания в материальном и карьерном плане достойно оценит мой труд, это окажется результатом моей деятельности, но никак не целью. Компании Nissan мною отдано более 25 лет. Я — человек Nissan от макушки до пяток. Я хочу работать в этой компании и работать хорошо. И, выйдя в отставку и посмотрев назад, хочу сказать себе спасибо и поблагодарить себя за хорошую работу.
     
     КСТАТИ
     Господин Сайто уверен, что Россия находится на правильном пути, но чтобы стать сильным демократическим государством, нам нужно сделать еще очень много. По его мнению, россияне весьма амбициозные люди, стремящиеся к познанию нового и улучшению качества своей жизни. Наше отличие от японцев, полагает Тору Сайто, состоит в большей активности и, если можно так выразиться, агрессивности. Например, сравнивая количество автомобильных пробок в Москве и Токио, он не смог выявить “победителя”, но деликатно намекнул на основные различия. В Москве, говорит, поистине отважные водители. На работе он никогда не повышает голос и является противником тотального контроля за подчиненными. “Моя роль — не диктовать и контролировать действия сотрудников, а оказывать им поддержку в том, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции, смогли раскрыться и получить удовлетворение от работы”.
     Единственное, о чем господин Сайто искренне жалеет, так это об отсутствии поблизости горных вершин. Скалолазание — его хобби. Компенсировать отсутствие скал в Москве ему приходится катанием на лыжах, медитативными прогулками по столичным паркам и наблюдениями за сменой времен года.



Партнеры