Кому нужен берег турецкий

Олигархи и туроператоры инвестируют в зарубежные отели

5 июня 2007 в 00:00, просмотров: 257

  Состоятельные россияне активно скупают за рубежом не только жилую недвижимость, но и гостиницы. Есть ряд отелей, владеть которыми так же престижно, как иметь в частном собрании картины Пикассо и Модильяни. Параллельно на рынок гостиничной недвижимости выходят туристические компании, специализирующиеся на массовом выездном туризме. Приобрести и реконструировать действующий отель в Турции или Болгарии оказывается гораздо дешевле и быстрее, чем строить новый объект в курортных зонах Краснодарского края.
     С недавних пор покупка отелей за рубежом для крупных туристических компаний стала одним из направлений развития бизнеса. Из популярных у россиян курортных направлений только Турция и Египет обладают необходимым количеством гостиниц на любой вкус и кошелек. Болгария, Хорватия, Черногория и Словения при ежегодном росте въездных потоков на 10—15% испытывают острый дефицит номерного фонда. К примеру, на 1200 км береговой линии Хорватии приходится всего 400 отелей, причем многие из них по своим потребительским качествам не подходят для массового туризма. У местных инвесторов денег на их реконструкцию, не говоря уже о новом строительстве гостиничных объектов, нет. Зато они есть у крупных российских туроператоров, заинтересованных в развитии материальной базы курортов восточноевропейских стран. Эксперты отмечают, что в течение последних двух лет у многих туристических компаний появились мощные стратегические партнеры в лице банков и других финансовых структур. Диверсифицируя риски, они ищут, куда вложить деньги, и рынок туризма кажется им капиталоемким, интересным и независимым от конъюнктурных колебаний.
     Наиболее распространенной стратегией российских инвесторов за рубежом является покупка уже действующего отеля и его реконструкция по отечественным стандартам индустрии гостеприимства. Известно, что российские туристы предпочитают останавливаться в отелях категории “4 звезды”, в состав которых входят рестораны, дискотеки, фитнес и SPA-центры, лобби-бары и т.д. Создание такого гостиничного комплекса в Хорватии, Болгарии или Черногории обойдется инвесторам в 10—15 млн. евро, из которых большая часть — вложения в расширение номерного фонда и организацию новых общественных зон. Для сравнения: в российских регионах строительство отеля на 200 номеров будет стоить не менее $25 млн., а реализация проекта может растянуться на 2—3 года.
     В европейских странах бюрократические процедуры в области гостиничного проектирования и строительства сведены к минимуму, а иностранные инвесторы на время реконструкции, которая, как правило, длится от 6 до 12 месяцев, могут рассчитывать на различные преференции со стороны местных властей. По мнению представителей посольства Болгарии в РФ, россияне по достоинству оценили благоприятный инвестиционный климат болгарских курортов: ежегодно в собственность или долевое владение ими приобретается 10—15 местных гостиниц. Это надежный бизнес, который при грамотном управлении приносит 10—12% годовых. В Турции доля иностранных инвестиций в развитие туриндустрии составляет 70%. Причем для иностранцев действует упрощенная система налогообложения и оформления проектной документации на строительство гостиничных объектов.
     Выход на турецкий рынок по сравнению с бывшими соцстранами наиболее затратен. Цены на 3-звездочные гостиницы, расположенные на первой береговой линии, начинаются от $3 млн., на 5-звездочные — от $15 млн. Максимальная планка может доходить до $100—150 млн., но инвесторов из России это не смущает. Известно, что одни из самых дорогих отелей побережья — Club Aquamarine и Rixos Kemer — принадлежат нашим соотечественникам.
     В будущем конкуренцию им должен составить новый мегапроект столичного бизнесмена — владельца ресторана “Прага” и универмага “Военторг” Тельмана Исмаилова. Рядом с Antalya Topkapi Palace на участке площадью 300 га он строит отель-дворец на 600 номеров в окружении нескольких десятков роскошных вилл, а также самый большой в Турции SPA-центр площадью 7 тыс. 200 кв. м. На его территории планируется организовать вертолетную площадку, причал для яхт, а также 4 бассейна, по форме напоминающие Средиземное, Красное, Карибское моря и Тихий океан. Инвестиции в проект, по предварительным оценкам, составят $500 млн. Комплекс уже получил название Safisa Istanbul & Istanbul Palace. Предполагается, что он станет первым объектом гостиничной сети Safisa, созданием которой занимается Исмаилов. Со временем к нему присоединятся отели в Черногории, Хорватии, а также в Москве, где бизнесмену принадлежат права на застройку участка на углу ул. Воздвиженки и Никитского бульвара.
     Стремление Исмаилова создать отель “под себя” вполне отвечает тактике других российских инвесторов, чей бизнес не связан с массовым туризмом. Крупные компании обзаводятся гостиницами в престижных курортных местах, которые целенаправленно используются для отдыха руководителей и членов их семей. К числу таких покупок участники рынка относят небольшой отель в местечке Форте-дей-Марми на Итальянской Ривьере, недавно приобретенный, по их мнению, в интересах топ-менеджеров АФК “Система”. Гостиница на 42 номера, расположенная на земельном участке площадью 0,42 га, обошлась инвесторам в 10 млн. евро. Еще столько же предполагается вложить в ее реконструкцию. Ранее “Система”, последовав примеру правительства Москвы, обзавелась бальнеологическим курортом в чешских Карловых Варах.
     На выставке недвижимости EXPO-REAL-2006 в Мюнхене компания Елены Батуриной объявила о планах строительства отеля с гольф-полем в австрийском Китцбюэле. Нетрудно заметить, что эти намерения полностью отвечают интересам самой владелицы. Уже несколько лет подряд бизнесвумен вместе с мужем, столичным мэром Юрием Лужковым, проводит отпуск в Австрийских Альпах: зимой катается на горных лыжах, летом играет в гольф. Очевидно, будущий отель, инвестиции в который ориентировочно оцениваются в $25 млн., будет использоваться в том числе для размещения многочисленных друзей семейной четы, сопровождающих их на отдыхе.
     Роман Абрамович, по данным зарубежных СМИ, также не прочь стать владельцем гостиничной недвижимости, присоединившись к избранному кругу, в который входят султан Брунея, миллионер Дональд Трамп, семейства Ротшильдов и Рокфеллеров и другие собственники эксклюзивных объектов типа лондонского отеля “Дорчестер”. Накануне Каннского фестиваля французская пресса в голос начала приписывать российскому олигарху покупку знаменитого Hotel du Cаp-Eden-Roc в Антибах, постояльцами которого были Джонни Депп, Мадонна, Лайза Миннелли, Роберт де Ниро и др. звезды. Однако официального подтверждения сделки объемом в 1 млрд. евро пока не последовало.
     Вместе с тем Абрамович не единственный российский миллиардер, рассматривающий покупку гостиниц в одном ряду с бриллиантами и картинами импрессионистов. Совладелец СУАЛа и ТНК Леонид Блаватник, состояние которого Forbes оценивает в $7 млрд., недавно стал собственником двух французских “исторических” отелей: Grand-hotel du Cap-Ferrat на Лазурном Берегу и Hotel de Vendome в Париже. Общая сумма сделки составила $280 млн. По словам представителей Блаватника, бизнесмен заинтересован в сохранении постоянных клиентов гостиниц и не собирается вмешиваться в управленческий процесс. “Для него это просто вопрос престижа”, — пояснили в окружении олигарха.



Партнеры