Попутный ветер смерти

Разбившийся вертолет не имел права взлетать

  Сильный попутный ветер стал, по одной из версий, причиной авиакатастрофы, произошедшей на границе Ступинского и Каширского районов Подмосковья в воскресенье в 17.00. Здесь разбился 4-местный вертолет “Robinson R 44”. Пилот-инструктор Вадим Прошкин погиб. А двое его учеников — менеджер фирмы “Анкор” Марина Якушева и заместитель генерального директора “МТС” Михаил Шамолин — получили серьезные травмы. Оба сейчас в больнице.
     
     Вертолет “Robinson R 44” взлетел с аэродрома “Крутышки” и взял курс в сторону Оки. За ручкой пилота был 36-летний Вадим Прошкин. За плечами опытного пилота были налет более 1500 часов, служба в армии, война в Чечне... В свое время майор Прошкин даже возил министра обороны. Был награжден орденом “За боевые заслуги” и медалями. В 2004 году пошел работать в компанию “SkyVision”. Был руководителем полетов, но потом попросился летать.
     По просьбе учеников, каждый из которых намеревался купить по винтокрылой машине, Прошкин показывал возможности “Robinson R 44”. Их выпускает компания “Robinson”, штаб-квартира которой находится в Калифорнии. На “Робинзонах” летают полицейские, эти машины используют телекомпании. Самая дорогая модель стоит $375 тысяч. Правда, наши вертолетчики считают более надежными “Ми-2” и “Ми-8”.
     Полет над Окой “Robinson” совершал в штатном режиме. Погода была ясной. Когда Вадим Прошкин пошел на разворот, ему пришлось преодолевать высокие берега и лесополосу. “Robinson” летел на бреющем полете и когда поднимался над верхушками деревьев, попал в поток попутного ветра. Именно этот порыв снизил подъемную силу основного винта. Вертолет зацепил хвостовой частью макушку дерева. Малый винт, обеспечивающий устойчивость аппарата в воздухе, вышел из строя. Вадиму удалось перелететь через полосу, и он пошел на снижение в открытом поле. Удержать машину от крена не удалось. Вертолет рухнул на правый борт. Прошкин находился в кресле пилота как раз с правой стороны. Он погиб на месте.
     — Он был добрым человеком, — говорит его друг по училищу и службе Сергей Курбатов. — Жаль его. Только получил квартиру в Ступине. Перевез туда из Уфы жену и двух детей. В Интернете пытался создать такое, знаете ли, братство вертолетчиков. Помогал тем, кто организует виртуальный мемориал погибшим в Чечне пилотам.
     На место выехали также специалисты по безопасности полетов РОСТО — организации, которая выдала свидетельство регистрации вертолету. По неподтвержденной пока информации, срок летной годности этого вертолета окончился 1 июня. Авиационные власти страны давно имеют претензии к РОСТО. Оборонно-спортивная организация в нарушение существующего законодательства занимается сертификацией и регистрацией воздушных судов, хотя это является прерогативой государства.
     В распоряжении “МК” имеется представление Главной военной прокуратуры, указывающее на эти нарушения. Однако более 400 воздушных судов, зарегистрированных РОСТО, не значащихся в Государственном реестре, продолжают незаконно летать. Многие из них числятся в летных клубах, а на самом деле возят VIP-пассажиров. То есть выполняют коммерческие полеты, что запрещено законом для воздушных судов общего назначения.
     Вот что рассказал “МК” специалист Госавианадзора:
     — Документы регистрации, выданные этим судам РОСТО, являются фальшивкой. К примеру, в России в свидетельстве судна официально предусмотрено обозначение “RA”, в РОСТО же выдумали свои регистрационные номера с обозначением “RF” и убеждают, что это означает “Российская Федерация”. И потому якобы их сертификаты выдаются от имени авиационных властей России. На самом деле это является чистой воды липой.
     По предварительной информации “МК”, разбившийся вертолет имел аналогичный сертификат РОСТО. Если информация подтвердится, это значит, что вертолет взлетел незаконно. В этом году уже произошли две катастрофы с такими незаконно зарегистрированными в РОСТО судами. В прошлом месяце на МКАД упал не прошедший сертификацию в России вертолет “МД-600Н” (рег. № RF — 01177), а в Краснодарском крае неделю назад разбился во время выполнения химработ “Ми-2” (рег. № RF — 14405).
     Комментирует глава Росаэронавигации Александр НЕРАДЬКО:
     — Под надуманным предлогом, что регистрация судов в стране слишком заорганизована, некоторые недобросовестные их владельцы пользуются услугами подобных организаций, которые превратили их в обыкновенный бизнес. Но со следующего года у нас появится уведомительный порядок использования воздушного пространства. Для добросовестных пользователей воздушных судов — зарегистрированных государством — это упростит использование воздушного пространства. То есть не надо будет, как раньше, ждать разрешения на полет, а достаточно по телефону авиадиспетчеру сообщить бортовой номер, номер лицензии… И если вы совпадаете с тем, что находится в компьютерном списке государственных судов, то полет может выполняться. Это означает, что суда, не зарегистрированные государством, не смогут летать либо они автоматически будут считаться воздушными нарушителями.
     
     Сергей САМОЙЛОВ, Ольга БОЖЬЕВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру