Автобус прибудет на “место встречи”

Москвичам покажут “правильную” машину Глеба Жеглова

7 июня 2007 в 00:00, просмотров: 625

  В грядущий День России жителям города представится уникальная возможность увидеть легендарный ретроавтомобиль. Тот самый автобус “ЗИС-8”, на котором должны были в действительности гоняться за бандой “Черная кошка” знаменитые герои фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов.
     
     Этот “четырехколесный артист” появляется уже в самом начале популярного сериала. “…Смотри, Шарапов, и не удивляйся: чудо века — самоходный автомобиль!” — с этими словами Гриша Шесть-на-девять показывает экс-разведчику на раздолбанный автобус, которого в реальных условиях никогда не могло существовать. По крайней мере так утверждают знатоки истории советского автомобилестроения.
     — Автобус лишь в общих чертах напоминает серийные машины “ЗИС-8”, выпускавшиеся в предвоенные годы, но собран он на шасси от обычного грузовика “ЗИС-5”, а не на удлиненной раме, — пояснил “МК” замдиректора музея Мосгортранса Михаил Егоров. — Поэтому пропорции нарушены, да и кузов у “Фердинанда” (так его окрестили в фильме якобы за сходство с немецкой самоходкой. — А.Д.) не “родной”. Он даже по размерам отличается от тех, что были у настоящих “ЗИС-8”, не говоря уж о деталях пассажирского салона. Очень вероятно, что эту “киношную” машину сделали по заявке “Мосфильма” на московском заводе “Аремкуз”. Мне удалось обнаружить в заводских документах, относящихся к началу 1960-х годов, странную запись в графе об учете выпущенной продукции: “ЗИЛ-8” — 1 штука”. Ну замена буквы в названии понятна — “сталинские” названия повсюду искоренялись. Остается другой вопрос: к тому времени прошло уже больше 15 лет, как такие машины были сняты с эксплуатации, так кому же мог понадобиться “ископаемый” автобус? Только киностудии для съемок фильмов “про старину”. А позднее эта машина прославилась, попав в сериал “Место встречи изменить нельзя”.
     Первую опытную партию из пяти “ЗИС-8” выпустили в конце 1933-го. Затем их вплоть до начала войны собирали не только на заводе им. Сталина, но и на автопредприятиях в Ленинграде, Киеве, Туле, Ростове, Иркутске, в Москве на “Аремкузе”… В общей сложности до 1941 года было изготовлено более двух тысяч машин. В предвоенные годы “ЗИС-8” являлся основной “рабочей лошадкой” на столичных маршрутах.
     Подлинных экземпляров “ЗИС-8” до наших дней, похоже, не сохранилось. Оно и немудрено — кузовы для них делали из дерева. Поэтому, когда встал вопрос о пополнении музейной коллекции Мосгортранса образцами довоенных автобусов, решено было восстановить “восьмерку” по чертежам, рисункам, фотографиям.
     — Основу удалось отыскать “родную” — т.н. длиннобазное шасси “ЗИС-11”. Именно такие использовалось тогда и для автобусов, и для пожарных машин, — поясняет Михаил Егоров. — Двигатель тоже поставили старый, выпущенный для “ЗИСов” более полувека назад. А вот кузов пришлось полностью делать заново. Очень помог нам чудом уцелевший альбом “Изготовление автобуса “ЗИС-8”, в котором помещены фотографии всех стадий сборки машины.
     При реконструкции воспроизвели традиционное для “классической” зисовской “восьмерки” расположение пассажирских сидений: два ряда двухместных диванов поперек салона. (Теснотища в салоне была страшная; даже непонятно, как наши дедушки-бабушки умудрялись протискиваться по узкому проходу. Очень скрупулезно восстановили по чертежам и фотографиям внутренности салона: плафоны ламп, раздвижные окна, рычажный механизм ручного открывания дверей… Даже обивку сидений сделали “почти настоящую”, подобрав материал, максимально похожий на “доисторический” дерматин.
     Реставрация “ЗИС-8” длилась более года. “Коробочку” его собрали на площадке музея Мосгортранса при участии мастеров с трамвайноремонтного завода, а на ход этого “Фердинанда” №2 поставили специалисты 16-го автобусного парка.
     “Дебютный показ” “восьмерки” намечен на 12 июня. В этот праздничный день у главного входа на ВВЦ состоится ставшая уже традиционной выставка ретромашин из коллекции Мосгортранса.




Партнеры