Маэстро, накачайте марш!

Корресподент "МК" сыграл на музейном экспонате

  В Политехническом музее открылась новая экспозиция, посвященная старинной технике с программным управлением. Самое сильное впечатление из всех демонстрируемых здесь чудес техники производит так называемый пианорепродуктор, помогающий воспроизводить “вживую” музыкальные произведения любой сложности.
     Репортеру “МК” предоставилась уникальная возможность сесть за пульт необычного аппарата и ощутить себя чуть ли не Святославом Рихтером.

     
     На таком инструменте “исполнитель” не играет, а “накачивает” музыку.
     — Пианорепродукторы появились в начале ХХ века и пользовались популярностью вплоть до 1930-х годов, — рассказывает научный сотрудник музея Валентин Лебедев. — Здесь используется перфолента с несколькими десятками дорожек, на которой записана не просто последовательность звуков, а музыка, исполняемая конкретным пианистом, — в комбинации отверстий, пробитых в бумаге, закодированы индивидуальные “штрихи” исполнения каждой музыкальной фразы: сила нажатия на клавишу, скорость нажатия… Такое автоматическое устройство управляет обычными молоточками пианино, ударяющими по струнам, только вместо клавиш работает пневматика: человек, сидящий за пультом, должен с помощью ножного привода постоянно откачивать воздух из специальных резервуаров. В свое время для пианорепродукторов тиражировались на перфолентах даже авторские записи многих выдающихся музыкантов — Рахманинова, Гершвина, Пендерецкого…
     Демонстрируемый экземпляр — “гибридный”. В свое время в музей обратился человек, который предложил взять у него частично сохранившийся музыкальный автомат.
     — “Но только, — говорит, — без корпуса. Потому что этот деревянный ящик я приспособил, чтобы картошку дома хранить!” Мы взяли эту “голую” механику и потом придумали, как дать ей голос: вместо струнного блока от пианино поставили линейку из современных оптико-электрических датчиков, которые “видят” отверстия в перфоленте и подают соответствующие сигналы на компьютер, синтезирующий звуки фортепиано.
     В новой экспозиции представлены и другие автоматические музыкальные “прибамбасы”, которые радовали слух наших прапрадедушек. Вот инкрустированный разными сортами дерева ящик шарманки, выпущенной в Одессе в 1908 году. Вот изготовленный швейцарскими умельцами “поющий” дамский несессер для рукоделия — сверху уложены одетые в перламутр изящные ножницы, наперсток, игольница, а под ними спрятан музыкальный механизм — маленький валик с многочисленными штырьками и гребенка из металлических “язычков” разной длины. При вращении валика штырьки по очереди задевают нужные пластинки, и звучит нежная мелодия.
     Такой же принцип записи музыки в виде определенного набора штырьков на вращающемся валу использовали в позапрошлом веке в музыкальных ящиках, которые производили многочисленные фирмы в Германии, Франции, Италии…
     Придумали наши изобретательные предки и другой тип музыкальных машин. Вместо валиков там использовались (как писали в старых прейскурантах) “металлические ноты” — диски с выштампованными выступами-язычками.
     Валентин Лебедев подошел к стоящему у стены большому, украшенному резьбой ящику, похожему отчасти на настенные часы. Только вместо циферблата под стеклом дверцы виден тонкий металлический диск, испещренный дырочками. Несколько поворотов заводной рукоятки — и мы слушаем очередной мини-концерт. Громко, мелодично, но хард-рок такая штука, конечно, не осилит.
     Среди подобных “проигрывателей” были и настольные — для использования в домашних условиях, и огромные — со шкаф величиной, для салонов и трактиров. Для ресторанов даже выпускали музыкальные ящики, снабженные монетоприемниками со специальными пусковыми механизмами — опустил посетитель пятачок в прорезь, машина — щелк! — и заиграла.
     — А вот автоматы совсем иного типа — так называемые занимательные. Была, например, мода на механических поющих птичек в клетках. Хитроумные мастера-часовщики, занимавшиеся их изготовлением, умудрялись делать их “почти живыми”.
     Спрятанная под прозрачным футляром конструкция, изготовленная в Париже в конце XIX века, называется “Дерево с птичками, часами и родником”. После поворота заводного ключа начался настоящий кукольный спектакль: колибри (к слову сказать, они сделаны в настоящем оперении!) стали перепархивать с ветки на ветку, самец кормил самочку, сидящую в гнезде, а из родника лилась струйка воды. Правда, при более внимательном рассмотрении она оказалась всего лишь вращающейся стеклянной спиральной трубочкой, но эффект впечатляющий!
     Рядом — позолоченная клетка с более нарядной и крупной птичкой-роботом. После пуска она очень натурально зашевелилась на жердочке и стала щебетать, раскрывая и закрывая в такт клювик.
     — В цоколе клетки спрятан не только движущий механизм, но и музыкальный. Французский умелец сделал пневмосистему с обычной свистулькой, через которую подается воздух от миниатюрных мехов. Тон звучания меняется за счет перемещения поршенька, тоже управляемого автоматически… Интересно, что те старые мастера записывали звук, слушая пение настоящих птиц. Его перекладывали затем на ноты и подбирали подходящее звучание свистелок. Между прочим, эта птичка — легендарная. Именно с нее началась наша коллекция автоматов. Эта чудо-игрушка принадлежала знаменитой балерине Матильде Кшесинской, и ее привезли в Политехнический из Ленинграда в середине 1920-х: работавшая тогда в Северной столице комиссия по распределению реквизированного дворцового имущества выделила этот музыкально-развлекательный автомат Политехническому музею.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру