Коллекция Балдина – новый виток раздора

А мы все думали — что-то о Бременской коллекции давно не слышно. И вот — прорвало

14 июня 2007 в 16:10, просмотров: 330

     На этот раз лопнуло терпение у председателя ассоциации реставраторов России Савелия Ямщикова. “Я выхожу из переговорной группы и  окончательно становлюсь на сторону Ирины Александровны Антоновой и Николая Николаевича Губенко, коорые считают, что никому ничего отдавать не нужно”.

     Ярость Ямщикова вызвал протокол последнего заседания российско-германской рабочей группы, состоявшегося 14 мая. “Германская сторона приветствовала бы, если бы возвращение “Бременской (Балдинской) коллекции было осуществлено Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в г.Висбадене 15 октября”, говорится в немецкой “половине” протокола.

     Известно, что в 2003 году мы с немцами вроде бы уже договорились — из 364 рисунков работы Дюрера, Рембрандта, Тициана, Рубенса и двух картин Германия оставляет нам 19 рисунков, которые отобрал Эрмитаж, и 1 картину Гойи, а также реставрируют пять культурных объектов в Новгородской и Псковской областях. Оказалось, что судьба трофеев может решаться очень долго. Рабочая группа продолжает заседать, и в последнем протоколе у немцев возникли новые условия.

     Теперь они предлагают выкупить у нас из подаренных 19-ти рисунков один или два — за 2 миллиона евро, а остальные совместно выставить на публичные торги и деньги пустить на реставрацию псковских и новгородских церквей. Возмущению Савелия Ямщикова нет предела: “В прежнем протоколе церкви стояли отдельной строкой, а теперь немцы о них и не вспоминают”.

     Савелий Ямщиков утверждает, что 2 миллиона — немыслимо малая сумма за шедевры великих мастеров:

—      Я оцениваю потери в самых пострадавших областях — Новгородской и Псковской в 30 млн. евро. Но если раньше верил, что мы с немцами можем торговаться — у нас до сих пор на реставрацию памятников выделяется очень мало денег, то теперь заявляю, что занимаю сторону противников каких бы то ни было передач. Особенно после того, что на эту пресс-конференцию не явился ни один из чиновников министерства культуры. Я выхожу из рабочей группы — пусть теперь сами торгуются.

—      Почему переговоры по реституции идут так тяжело и долго?

—      Да потому что наши чиновники нечистоплотны. Они преследуют какие-то свои  интересы в угоду западным странам. Германия ведь не берется искать наши ценности в США, не настаивает, чтобы Америка открыла свои спецхраны. А она сделала грамотно — наложила вето на эту проблему на 100 лет.

—      В чем наша ошибка, как вы считаете?

—      Я считаю, что ошибку совершили еще во времена Хрущева. Надо было тогда все открыто выставлять — сразу, как только привезли сюда. На правах победителя. Тогда никто бы не пикнул. Как Наполеон с Лувром. Ничего не скрывал. “Приходите, забирайте. Если сможете” — помните его знаменитую фразу? А что мы скажем? Что “15 мая госпожа Меркель будет довольна”?

 

     Справка “МК”: Коллекцию рисунков из бременского Кунстхалле нашел и вывез по личной инициативе из послевоенной Германии капитан Совесткой Армии Виктор Балдин. По международным законам сделал он это незаконноС 1945 года Балдин хранил шедевры в чемодане под кроватью. Затем сдал их на зранение в Музей архитектуры имени Щусева, откуда они уже в наше время были переданы на хранение в Эрмитаж. В начале перестройки сам же Балдин проговорился бременским музейщикам о своей тайне. И все последние перед смертью годы просил вернуть рисунки бременскому музею.



    Партнеры