Битва за реноме

Конкурс Чайковского едва не начался с дуэли. Словесной

  По Большой Никитской уже выставлено оцепление; идем на звуки симфонического оркестра, размещенного у подножия консерватории (еще несколько камерных разбросаны по фойе). У памятника Петру Ильичу рвутся на ветру флаги более чем 25 стран; американский — в центре, как дань уважения Вэну Клайберну — первому лауреату конкурса в 1958 году… Сегодня интерес к конкурсу огромен как никогда — свыше 600 только аккредитованных журналистов. Битва предстоит жаркая. Конкурс Чайковского — это и Олимпийские игры, и ЧМ по футболу в одном лице в мире музыки.
     И спустя год ожидания (XIII конкурс был перенесен с 2006-го) главному музыкальному действу дан старт. Сегодня прошла жеребьевка среди пианистов.

     
     Но прежде — коротенькая пресс-конференция, ее открывает лично отвечающий за конкурс министр культуры Соколов, который повторил свой основной тезис — вернуть КЧ пошатнувшийся авторитет:
     — Конкурс имени Чайковского сразу же создал себе репутацию, когда весь мир заговорил о нем после победы в первый же год Вэна Клайберна. Но, как любой живой организм, конкурс болел, у него бывали периоды, когда возникали необъяснимые результаты...
     Чтобы не сесть в лужу, конкурс не стали проводить в прошлом году: во-первых, были непонятки с состоянием консерваторского здания, а во-вторых, боялись в спешке наломать дров по оргчасти — как раз то, чем грешил прежний конкурс. Сейчас все оргвопросы вроде сняты, за исключением одного: так и неясно, будет ли в итоге интернет-трансляция туров. Сегодня попытаются наладить канал, установив на крыше антенну... Впрочем, Соколов бросил на организацию все возможные и невозможные силы. Если раньше (лет двадцать назад) конкурс еще укладывался в госбюджет (были относительно дешевы гостиницы, переезд и проч.), то сегодня проведение КЧ без мощной поддержки со стороны нереально. В том числе и поэтому была придумана — как новация — должность президента конкурса; но, к сожалению, Мстислав Леопольдович занимал ее совсем недолго… Ростропович: “…Я очень люблю этот конкурс, хотя он мне доставил не только радости, но и огорчения. Он был причиной моей высылки из страны… Я согласился возглавить этот, тринадцатый, конкурс потому, что мы должны уметь прощать…” А министр Соколов так сказал по этому поводу:
     — Имя Ростроповича и его авторитет позволили очень многое осуществить, привлечь большую, чем прежде, финансовую поддержку. И сейчас мы посвящаем этот конкурс ему…
     А затем к публике обратился председатель жюри пианистов Николай Петров. Говорю “к публике”, но скорее его обращение было адресовано к самим же членам жюри:
     — Хочу выразить надежду, что здесь восторжествуют порядочность и объективность. Только эти два понятия помогут вернуть конкурсу его реноме, его позицию, его значение в мире. Понятно, что члены жюри должны полностью отрешиться от каких-либо личных интересов. Мы все должны понимать, что перед нами абсолютно невинные живые люди...
     Если председатель на открытии совершенно искренне и в полный голос призывает к объективности — значит, на карту поставлено всё. Впрочем, с Петровым не согласился ветеран КЧ, знаменитый педагог Сергей Доренский:
     — Я не согласен с тем, что конкурс Чайковского утратил свое реноме. Хочу напомнить, что ни один конкурс не дал миру столько знаменитых пианистов, как конкурс Чайковского. Что ни финалист — то имя. А взять хотя бы знаменитый Брюссельский конкурс имени королевы Елизаветы — кого выпустил он? Да, Владимира Ашкенази. А еще? Кто-то спился, кто-то перестал вообще выступать, кто-то попал в катастрофу. Наш конкурс — это как Олимпийские игры. Поэтому пожелаю всем удачи и… желаю не взять первый номер на жеребьевке!
     Однако Петров никак не желал отходить от главного тезиса:
     — Я приложу все силы, чтобы судейство было ясным, честным и объективным. А что до жеребьевки… Какой вы вытащите номер — никакого значения не имеет. Что первый, что последний, что в серединке. Удачи!
     …Жеребьевка началась. Как и предполагалось, нашим пианистам (21 человек) будет противостоять мощная азиатская гвардия (четверо из Китая, 1 из Тайваня, 8 из Южной Кореи, 6 из Японии). Как сказал один из организаторов, раньше они пугали количеством, а сейчас берут качеством и конкуренцию устроят достойную! А “самый несчастливый” первый номер достался молодому пианисту из Белоруссии Даниилу Шлеенкову. Удачи тебе, Даниил!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру