Ведомство Кудрина названо главным врагом предпринимателей

У закона о малом предпринимательстве тяжелая судьба

     Сначала за право его разработки боролись депутаты Госдумы и министры. Одни — чтобы понравиться избирателям, другие — выслужиться перед президентом. Сегодня Общественная и Торгово-промышленная палаты пытаются сделать хоть что-то, чтобы, вступив в силу, этот закон хотя бы не навредил. Потому что по выходе из редакторской мясорубки Минфина он превратился из стимулирующего документа практически в противодействующий. Впрочем, чего ожидать от структуры, которую предприниматели открыто называют своим главным врагом.

     Сегодня деятельность коммерсантов регламентирует закон, принятый в 1995 году. Последние семь лет он попросту не работает. В итоге ТПП, Общественная палата, Госдума и “Опора России” подготовили законопроект о развитии малого предпринимательства и отдали его в правительство на согласование. Там этот документ постигла судьба большинства законопроектов. Он сначала завис, а потом изменился до неузнаваемости. В прошлую пятницу Совет Госдумы все-таки вынес на пленарное заседание то, что от него осталось. И теперь у Общественной палаты осталась неделя на то, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, предложить поправки и изменения, которые смогут хотя бы до определенной степени вернуть закону прежний вид.

     Большинство из поправок касаются критериев отнесения предприятия к малому или среднему. В старом законе определяющим фактором являлась только численность предприятия. МЭРТ совместно с Минфином предложили кроме этого оценивать размер компании по обороту и по балансу. Эксперты ТПП обследовали 16 регионов России и пришли к выводу, что установить единый финансовый критерий невозможно. Потому что по некоторым отраслям “вилка” прибыли составляет десятки тысяч процентов. Что касается отнесения предприятия к малому или среднему по балансу, то этот вариант ударит в первую очередь по инновационным МП и СП. А ведь именно это направление бизнеса Президент России категорически рекомендовал стимулировать в своем Послании Федеральному собранию. Дело в том, что малое инновационное предприятие просто для того, чтобы начать работу, по определению должно закупать дорогостоящее оборудование, что сразу же выбрасывает его из разряда малых или средних.

     В целом эксперты сходятся во мнении, что признание или непризнание предприятия малым или средним будет зависеть по новому закону только от чиновника. И это снова станет предметом торга между коммерсантами и властями предержащими. Хотя уже сегодня сумма “темных поборов” с предпринимателей составляет до 30% прибыли. Коммерсанты с ехидной ухмылкой подсчитали, что эта сумма сопоставима с бюджетом всех правоохранительных структур России.

     И последняя поправка, за которую и Общественная и Торгово-промышленная палаты готовы стоять насмерть, — это немотивированная отмена Минфином “дедушкиной оговорки”: если условия налогообложения меняются в худшую сторону, эта мера не касается малых и средних предприятий в течение четырех лет.

     А положение малого бизнеса в России и так не ахти. МЭРТ не допускает никаких имущественных преференций для предпринимателей этого класса. Кредитуют малый бизнес под 12—17% годовых, тогда как в Европе — под 2—5%. И принятие закона в том виде, в котором его предлагает Минфин, в контексте вступления России в ВТО скорее убьет малый бизнес вместо того, чтобы его стимулировать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру