Сенсационные открытия генетиков

Опубликованы первые результаты самого масштабного исследования генов, отвечающих за семь медицинских расстройств. Эти открытия уже признаны беспрецедентным триумфом генетики.

Ученые утверждают, что их исследование предвосхищает эпоху "индивидуальной" медицины, когда врачи будут анализировать ДНК пациентов и на основе результатов решать, какие лекарства лучше всего соответствуют их генам.

Согласно первым данным исследования, опубликованным вчера, ученые идентифицировали около дюжины генов или крохотных "точечных мутаций" в геноме человека, присутствие которых, по-видимому, увеличивает риск развития той или иной болезни на протяжении жизни.

"Многие из наиболее распространенных заболеваний порождены целым комплексом факторов: гены взаимодействуют с тем, где мы живем, какой образ жизни ведем", – рассказывает профессор Оксфордского университета Питер Доннели, глава научного консорциума, который организовал это исследование.

Опубликованные в авторитетнейшем журнале "Nature" результаты исследования – плоды колоссальных усилий, предпринятых в 1990-е годы для расшифровки всех трех миллиардов "букв" генома человека. В работе принимали участие 50 групп исследователей и 200 ученых, которые впервые прибегли в изучении распространенных заболеваний к такому методу, как анализ ДНК тысяч человек.

Исследования продолжались два года и стоили 163,9 млн. фунтов. Были взяты образцы ДНК у 17 тысяч человек по всей Британии. На основе этого материала была составлена база данных с 10 миллиардами единиц генетической информации. Накопленные знания помогут переосмыслить наши представления о самых разных заболеваниях и синдромах: гипертонии, биполярном расстройстве психики (маниакально-депрессивный психоз), ревматическом полиартрите.

В настоящее время в Великобритании создается UK Biobank – колоссальный банк данных ДНК человека, самое крупное из подобных учреждений в мире. Там будут храниться гены полумиллиона человек, за которыми будут пристально наблюдать до конца их жизни, чтобы выявить, как взаимосвязаны гены и болезни, сообщает "Петербургский журнал".

Болезни, которые позволяет излечить новый метод: биполярное психическое расстройство ("маниакально-депрессивный психоз"), ишемическая болезнь сердца,  гипертония, ревматический полиартрит,  диабет 1-го типа, диабет 2-го типа, болезнь Крона (изнурительное заболевание кишечника).