Возвращение Версаля

Жемчужина Подмосковья открыта для гостей

  “…Ступив за твой порог,/Я вдруг переношусь во дни Екатерины…” — писал Пушкин про эту усадьбу в стихотворении “К вельможе”. Подмосковным Версалем за красоту и богатейшие коллекции называли ее, но, увы, более 20 лет прекрасный дворец в Архангельском был недоступен. Наконец-то завершен первый этап реставрации. Сегодня три зала дворца — вестибюль, Аванзал и Овальный зал — приобрели свой блеск точь-в-точь как в начале XIX века и со дня на день распахнут свои старинные двери для посетителей.
     
     В 1918 г. усадьба была превращена в государственный музей. В 1985 г. ансамбль закрылся на реставрацию. С 1997 г., когда музей “Архангельское” был передан в ведение Министерства культуры России в качестве объекта федерального значения, реставрационные работы во дворце возобновились, а парк и филиалы музея вновь начали принимать посетителей. Реставрация дворца активизировалась с 1998 года. Восстановлены и усовершенствованы конструкции и коммуникации здания. Полностью отреставрированы бельведер и кровля. Отреставрированы фасады, а также въездная арка, замыкающая Парадный двор дворца.
     — Парадный вестибюль — это мой любимый зал, — призналась хранитель дворца Анна Александровна Натина. — Я помню его, можно сказать, с младенчества, поскольку местный житель. Совсем крохой меня водила сюда мама, и входили мы, естественно, с парадного крыльца. Поэтому я счастлива вновь открыть эти двери. Все здесь, как раньше: и росписи, и скульптуры сохранились исторические, только отреставрированные.
     В 1985 году дворец закрылся на плановую реставрацию, а дальше грянула перестройка, одна денежная реформа за другой, и работы стало проводить не на что. В итоге дворец был несколько лет просто законсервирован, никакие работы не велись.
     Из просторного светлого Парадного вестибюля попадаем в Аванзал. Справа и слева его украшают парадные лестницы, ведущие на второй этаж. Двери, ступени, резные колонны, вокруг которых обвиваются лестницы, расписаны под беседки, увитые белой сиренью, кариатиды, поддерживающие балки, — все помнит Юсуповых. В нишах этих беседок когда-то стояли статуи амурчиков, “мальчики” — так их звала прислуга дворца, крепостные. Так их нежно продолжают звать и музейные работники, вскоре скульптуры займут свое историческое место.
     — Самый красивый зал — Овальный, — продолжает экскурсию Анна Александровна, — это бальный. Без него дворцов не бывает. Зал небольшой, но для гостей, которые посещали Юсупова в летней резиденции, он достаточный. Это была избранная публика.
     Двусветное помещение венчает купол. По бокам два камина, пока еще без зеркал и часов, они появятся позже, реставрация еще не закончена. Над головой огромная трехъярусная хрустальная люстра, все стекло историческое, и даже больше сотни лампочек имеют особое строение — формы колбы и патрона. Венчает люстру фигурка богини Ники, стоящей на звездной сфере. В ее руках пальмовая ветвь — символ мира и лавровый венок — награда победителю. Электричество во дворце было проведено еще при Юсуповых, семья была богатейшая и могла позволить новшество.
     На потолке живописный плафон “Амур и Психея” кисти де Куртейля. Колонны украшены искусственным мрамором — еще одна новинка, появившаяся в XIX веке. Над дверями, открывающими анфиладу парадных помещений дворца, живописные полотна — аллегории искусств. Выполненные в особой технике — гризаль — так, что выглядят лепниной. Не каждый вельможа мог позволить себе такое украшение. Полотна потребовали лишь нескольких мазков — вот и вся реставрация. Умели наши предки делать на века. И загадывать загадки: сюжет полотен одинаков. Только на одном художник положил тени, а на другом их нет. То ли в этом заложен какой-то смысл, то ли работа просто не окончена.
     Из Овального зала открывается потрясающий вид на регулярный парк, украшенный знаменитыми архангельскими скульптурами. Над залом балкончики — хоры для крепостных музыкантов.
     — Были большие протечки самого купола, — вздыхает Анна Александровна. — Как во всех крупных музеях, у нас в штате существуют свои реставраторы. Благодаря их стараниям мы можем видеть все это великолепие. Только я знаю, где были большие потери красочного слоя, но их не видно. Работали очень хорошие, знающие живописцы. Очень обидно, когда говорят: да у вас тут конь не валялся, просто никто не представляет, что здесь было и какая работа была проделана. У нас существует байка, что Патрокл упал в обморок, увидев разруху и состояние памятника, который оказался перед ним. В таком состоянии и здесь все находилось.
     Новодела здесь нет. Это все результаты работы реставраторов. Даже скобяные изделия на дверях, сама столярка, мраморные колонны, росписи — чем славилось Архангельское — всё в подлинном состоянии.
     — Вот видите, — Анна Александровна подводит нас к окну, — эти неровные стекла? Они сохранились еще с XIX века и при хорошем освещении переливаются фиолетовым цветом.
     На втором этаже жилые комнаты, в отличие от парадных украшений здесь было немного, зато именно здесь располагались богатейшие коллекции: ковры, картины, хрустальные люстры и бра, ценная мебель. Сейчас они ждут своего часа в запасниках, чтобы наконец-то занять законное место во дворце, и тогда здесь свободный уголок будет найти трудно. Пока же в комнатах вскрытые полы и свежепокрашенные голые стены.
     Сейчас реставрационные работы продолжаются, к концу этого года откроют еще два парадных зала в северной анфиладе дворца. Это Парадная столовая (Египетский зал) и зал Тьеполо.
     При таком финансировании, которое существует, полностью дворец будет готов через 10—12 лет. Сами реставраторы уверены, что могли бы завершить все работы уже через полтора года. Для этого им необходимо около 500 миллионов рублей.
     Культурная жизнь на территории усадьбы бьет ключом. Хотя коммерческие мероприятия типа джазового фестиваля или “Мультяшкино” радости музейным работникам доставляют мало, но публику они привлекают, а значит, приносят деньги, необходимые на реставрацию. А вот концерты классической музыки и выставки художников — не столь прибыльны, зато больше соответствуют духу усадьбы.
     Сейчас в Нижнем зале Колоннады — исторического здания храма-усыпальницы, построенного Юсуповыми в начале ХХ века, но никогда так и не использовавшегося по назначению и не освященного, — выставочный зал.
     До конца июля там можно посмотреть работы живописца Олега Тыркина. Художник получил широкую известность в начале 1990-х годов, когда прошла его первая выставка в Париже в Галерее Гюго. Время и судьба многих его произведений, оказавшихся в известных коллекциях советского и российского искусства конца ХХ века, объединяют Олега Тыркина с классиками нонконформизма. Его картины выставлялись на Западе и в России в одном ряду с работами таких мастеров, как Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин.
     Его картины можно встретить в музейных и частных собраниях России, Германии, США, Швейцарии, Франции, Великобритании, Бельгии, Ирландии. На выставке в Архангельском мастер представил тринадцать картин, созданных за последние годы и ранее не выставлявшихся. Образы рождаются из воспоминаний и ассоциаций, словно проступая из толщи камня, на котором оставил рисунок лесной охотник, или из стены древнерусского храма, несущей полустертые знаки, а может быть, из пергамента средневековой рукописи.
     А в Верхнем зале Колоннады по выходным с мая по октябрь проводятся музыкальные сезоны, построенные по фестивальному принципу: музыкальные программы не повторяются, многие из них эксклюзивны и подготовлены специально для Архангельского. Слушая музыку, посетители могут любоваться картинами мастеров ХVIII века Дж.Тьеполо и Ю.Робера в интерьере Р.Клейна и И.Нивинского.
     Так, в ближайшую субботу здесь можно послушать программу “Кружево дождя” Г.Остальской (сопрано) и ансамбль Московской филармонии, а в воскресенье, 24 июня, — ансамбль солистов оркестра “Новая Россия” под руководством Юрия Башмета.
     
     СПРАВКА "МК"
     Музей-усадьба “Архангельское” известен дворцово-парковым ансамблем эпохи классицизма, мраморной скульптурой (1780—1810-е гг.) и богатейшими художественными коллекциями. До 1809 г. усадьба принадлежала князьям Голицыным, с 1810 г. — коллекционеру и меценату князю Н.Б.Юсупову (1751—1831) и его потомкам. Строительство усадьбы связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петтонди, Гонзага, Бове, Клейна. В коллекции живописи представлены произведения западноевропейских художников XVII—XIX веков — А. ван Дейка, Д.Б.Тьеполо, Ф.Буше, Ю.Робера и других. В собрании прикладного искусства — бронза, часы, мебель, изделия Юсуповского фарфорового завода в Архангельском (1820—1830-е гг.) и основных европейских мануфактур XVIII—XIX веков. К юсуповскому собранию восходит коллекция скульптуры (VII век до н.э. — начало ХХ века). Гордостью музея является фонд редких книг — самая обширная из всех усадебных библиотек (более 16 000 томов русских и западноевропейских изданий XVI—ХIХ веков). В разное время здесь побывали Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.А.Серов.

НОВОСТИ

     Проект закона “О музеях в Московской области” приняли депутаты Мособлдумы. В настоящее время в Подмосковье сложилась ситуация, когда музеи не имеют юридической защиты.
     Впервые закрепляются принципы государственной (региональной) политики в Московской области в сфере музейного дела, определяются полномочия органов государственной власти области, органов местного самоуправления и собственников музейных предметов и музейных коллекций. Определяются принципы формирования и ведения Каталога музейных ценностей и Реестра музеев.
     В законопроекте дается определение таких понятий, как “музейное дело”, “музейная деятельность”, “фонды музеев”, “частная коллекция”, “муниципальный музей”. Введена статья о статусе территории музеев-заповедников, отсутствующая в российском законодательстве, хотя такого рода учреждения давно существуют, в том числе и в Московской области. В проекте определены виды музеев, условия их создания и ответственность собственника за сохранение музейных фондов и деятельность музеев. Также законопроект регламентирует порядок создания музеев и нормы, гарантирующие социальную поддержку их работников.
     В настоящее время в Московской области 95 музеев, из которых 7 — музеи федерального, 11 — областного и 77 — муниципального подчинения. Общий объем основного фонда подмосковных музеев насчитывает около 1,5 миллиона музейных предметов. В 2006 году музеи Подмосковья посетили более 2 миллионов.
     
     Русскую провинцию представить без народной песни, частушек и баяна совершенно невозможно. Поэтому, как было сказано в пресс-релизе областного минкульта, “в целях популяризации отечественной песенной культуры и сохранения культурного наследия мастеров народного песенного жанра” в Подмосковье прошел фестиваль-марафон “Песни России”. Художественным руководителем этого мероприятия выступила народная артистка России Надежда Бабкина, учредителями — благотворительный фонд “Народная певческая культура” совместно с Всероссийской политической партией “Единая Россия” и Государственным академическим русским народным хором имени М.Е.Пятницкого. Около 30 подмосковных городов охватил фестиваль: Долгопрудный, Лобня, Серпухов, Химки, Кашира, Рошаль, Истра, Дубна, Наро-Фоминск, Волоколамск, Красногорск. В программе фестиваля прошли выступления ансамблей “Русская песня”, “Славяне”, “Кантеле”, Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, Евгения Гора, Александра Буйнова и группы “Доктор Ватсон”, ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, ансамбля казачьей песни и пляски “Криница” и Надежды Бабкиной.
     
     Усадьба всемирно почитаемого драматурга Антона Павловича Чехова Мелихово давно стала театральной территорией. И не случайно именно здесь прошла презентация книги “Монолог о театре” сербского актера и режиссера Стево Жигона. В ней мастер не только делится своим богатейшим опытом, но и рассуждает о величии русского языка, православии, русской культуре в целом. Эта книга стала своего рода завещанием выдающегося деятеля искусств. С российским театром Стево Жигона связывают долгие и добрые отношения. Жигон стал первым академиком в России, официальным академиком от Сербии в Международной славянской академии. Более 15 лет он дружен с народным артистом России, президентом Международного театрального форума “Золотой витязь” Николаем Бурляевым. Поэтому не случайно Стево Жигон стал первым лауреатом этого театрального фестиваля, получив золотую медаль имени Николая Мордвинова за выдающийся вклад в театральное искусство. Он ставил пьесы в БДТ и Малом театре, работал с Георгием Товстоноговым, Юрием Завадским, Михаилом Царевым. В Сербии поставил десятки спектаклей по русской классике, в том числе знаменитую чеховскую “Чайку” на сцене Белградского народного театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру