Путин: "Мы не поливали химикатами маленькую страну"

В четверг Владимир Путин встретился в своей загородной резиденции Новоогарево почти с тремя десятками преподавателей общественных наук из разных регионов России — делегатами Всероссийской конференции.

21 июня 2007 в 17:20, просмотров: 1355

Учителя делились с президентом проблемами преподавания, а Путин – своими взглядами на современную историю.

Перед встречей среди учителей царило радостное оживление. По сравнению с возможностью увидеть президента их первая конференция, на которой “потребители” учебников истории могли пообщаться с теми, кто их пишет, как-то померкла. Впрочем, и конференцию, и встречу многие обозначили как “поворотный момент”. “Есть надежда, что мы будем выпускать из школ настоящих патриотов”, — поделилась с журналистами учительница из Владикавказа Лариса Газалова.

Министр же образования Андрей Фурсенко, также присутствовавший на встрече, так обозначил главный принцип преподавания истории и обществознания: “любое событие трактовать в позитиве”.

О необходимости позитива говорили и сами учителя. Путин же сформулировал идею позитива несколько по-другому: “Нельзя, чтобы нам навязывали чувство вины”. “В других странах тоже были страшные события, — развил он мысль. — Мы, например, не поливали химикатами маленькую страну”. Особенно в современных учебниках ему не понравились трактовки хода и результатов Великой Отечественной войны: “Это подчас бывает абсолютно недопустимо и даже оскорбительно для нашего народа, а я видел такие сентенции в учебной литературе”. И все — из-за отсутствия стандартов в написании учебников. “Нет общих стандартов, в обществе каша, и в голове преподавателя — каша”, — посетовал президент. Учителя согласно закивали: мол, да, каша, и вообще противоречивые взгляды на отечественную историю в разных учебниках. Причем противоречия — не всегда в пользу страны. Путин нашел объяснение и этому: “Многие учебники пишут люди, которые работают за иностранные гранты. Так они исполняют польку-бабочку, которую заказывает тот, кто платит”. Правда, при этом он все-таки допустил существование альтернативных точек зрения на историю: “Я говорю о стандартах образовательных, а не о стандартизации мышления, я не говорю о том, что надо всех причесать”.

Нашелся рецепт и против “каши в голове”: Путин отметил, что к новому учебному году историки получат новые пособия для учителей. Что будет в новых учебниках сформулировали сами преподаватели. По мнению автора учебно-методического комплекса “Обществознание” Леонида Полякова, главное — сформировать гражданина. Он напомнил, что в начале 90-х произошло “идейное разоружение” страны: отказ от прежней идеологии и набор новых абстрактных символов — “свобода”, “равенство” и “братство”, причем, как складывать их в новую идеологию, никто так и не научился. Поэтому, по мнению Полякова, учителям нужно понять, какое мировоззрение нации создается, и только после этого передавать свои знания ученикам.

Главное — понять, что из себя представляет ученик, выступил с очередной идеей директор центра образования № 548 “Царицыно” Ефим Рачевский. Он отметил, что дети сейчас очень изменились, они лучше учителей умеют управляться с информационными потоками, хотят летом работать и зарабатывать деньги, при этом у них “потребность в позитивном прошлом, но они нуждаются в правде”. К тому же ребята заинтересованы не просто в теории, но в социальной практике. В качестве примера такой практики он привел исследования своих учеников о причинах пробки на Каширском шоссе. “Но пробки меньше не стали?” — заинтересовался Путин. Рачевский со вздохом ответил, что нет. Зато ребята сделали хорошее исследование. “Что сегодня является наиболее важным для преподавателя школы?” — поинтересовался президент у доцента Псковского педагогического университета Марины Ерохиной. Специалист ответила четко, как отрапортовала: “Состояться в исторической науке, быть артистом, хорошим оратором, уметь донести до ученика свои мысли, обладать коммуникативными способностями, при этом быть преданным своему делу и чувствовать ответственность за детей”. “Специалисты считают, что важно понять ученика, — подытожил Путин. — Выявить то, что является наиболее перспективным с точки зрения развития человека”.

…А учителя продолжали поражать президента своими взглядами на отечественную историю. Например, учитель из Якутска Владислав Голованов сравнил историю России с заповедником, из которого “в какой-то момент ушли егеря, которые его охраняли” – и замолчал, как будто осознавая, что только что произнес. “Продолжайте”, — сказал очень озадаченный президент. Голованов мысль несколько переиначил: государству надо возвращаться в историю, при этом нужно понимать, что “наша история — это не синдром унтер-офицерской вдовы, которая себя все время сечет”. Иными словами, тот же позитив. “Вы сами признали, что это все-таки не очень удачный пример — с заповедником, — ответил учителю Путин. — Наша страна — это живая естественная среда обитания”. С учетом этой среды, по мнению уже Ерохиной, нужно обучать и государственных деятелей. Причем преподавание в данном случае должно быть элитарным. Это слово Путину не понравилось: “У меня, как у человека, который родился на Ленинградской улице, при этом слове возникает чувство оторванности от народа”. И предложил заменить элитарность “высоким качеством подготовки”. К ответственности за учебники, по которым будут учиться новые граждане страны, он призвал не только авторов, но и издателей.



    Партнеры